9.Часть произведения как объект авторских прав.
Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права. В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Такой же позиции придерживается судебная практика. К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 . Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала. В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений ("текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении")3 .
- 9.Часть произведения как объект авторских прав.
- 10.Программы для эвм и базы данных как объект авторских прав.
- 11. Исполнение как объект смежных прав.
- 12. Фонограмма как объект смежных прав.
- 13. Сообщение в эфир по кабелю как объект смежных прав.
- 14. Базы данных объект смежных прав.
- 15. Результат деятельности публикатора как объект смежных прав.
- 16. Изобретение как объект патентных прав.
- 17. Полезная модель как объект потентного права.
- 18. Промышленный образец как объект потентных прав.
- 19. Селикционное достижение как объект потентных прав.
- 20. Фирминное наименование как объект интелектуальной собственности.
- 21. Товарный знак как объект интелектуальной собственности.
- 22. Наименование место происхождение товара.
- 23. Комерческое обозначение как объект интелектуальной собственности.
- 24. Сложный объект интелектуальной собственности.
- 25. Объекты интелектуальной собственности не охраняемые ч 4 гк рф.
- 26. Автор как субъект интелектуальной собственности.
- Авторский договор
- 27. Работодатель как субъект права интелектуальной собственности.
- 28. Наследники как субъекты права интелектуальной собственности.
- 29. Правовой статус Роспатента.
- 30. Организации осуществляющие коллективное управление авторскими правами Заинтересованные лица
- Коллективное управление правами
- Членство в организации коллективного управления
- Спектр услуг организаций коллективного управления правами
- Российские организации коллективного управлени правами
- 31. Понятие и виды интелектуальных прав.
- 32. Исключительное право.
- 33. Свободное использование объектов интелектуальной собственности.
- 34. Личные неимущественные права.
- Защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ
- 35. Инные интелектуальные права.
- 36.Общее положение об распоряжении интелектуальными правами.
- 37. Договор об отчуждении исключительного права
- 38. Лицензионный договор
- 39.Договор авторского заказа
- 40. Распределение интеллектуальных прав на объекты, созданные при выполнении работ по договору
- 41. Распоряжение иными интелектуальными правами.
- 42. Общее положение о защите интелектуальных прав.
- 43. Защита исключительныхх прав.
- 44. Компенсанция в установленных законом пределах как способ защиты исключительного права.
- 45. Защита личных неимущественных и иных интелектуальных прав.
- 46. Понятие и признаки контрафакта.