logo
ПОЗИС

25. Объекты интелектуальной собственности не охраняемые ч 4 гк рф.

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический резуль­тат, он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что составителем не была применена оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими специалистами.

В связи с тем, что доктрина российского авторского права предполагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе /неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п. 4 ст. 6 Закона , «Об авторском праве и смежных правах» положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов , права, например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладаю­щие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, на которые истек срок действия авторского права. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосно­венности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные до­кументы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера — инструкции, указания, стандарты, методиче­ские рекомендации, уставы юридических лиц и т. п., судебные решения и иные акты правоприменительных органов — обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т.п., а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц, — отчеты, справки, патентные описания, иски и т. п. Государственными символами и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.

Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора — частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т. п. произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т. п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечении срока охраны.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания другими органами печа­ти, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования. Так, согласно ст. 23 Закона РФ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов информа­ционного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Обязательность ссылки на другие (кроме информационных агентств) средства массовой информации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, имеется лишь тогда, когда такая просьба или условия прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщения. В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оцен­ками значимости происшедшего, прогнозами, анализом или иной интер­претацией, оно приобретает режим объекта авторского права. Дословное воспроизведение таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Не так давно в отечественной практике достаточно остро встал вопрос о том, охраняются ли авторским правом программы теле- и радиопередач и, соответственно, могут ли газеты их свободно перепечатывать. Страсти по этому поводу особенно накалились после принятия 19 мая 1994 г. Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ реко­мендации «О правовой природе программ теле- и радиопередач, публику­емых в периодических печатных изданиях»1.

Судебная палата высказалась в пользу признания программ передач объектами интеллектуальной собст­венности, право распоряжения которыми, в том числе распространение программ, принадлежит телерадиокомпаниям. Такое решение вопроса вызвало крайне негативную реакцию многих периодических изданий, а также полемику на страницах печати2. При этом как сторонники, так и противники принятой Судебной палатой рекомендации ссылались на соответствующие примеры из практики, а также апеллировали к уже состоявшимся судебным процессам, завершившимся прямо противопо­ложными решениями.

Если же обратиться к существу дела, то его можно свести к двум тесно взаимосвязанным вопросам, а именно: 1) соответствуют ли программы передач требованиям, предъявля­емым к объектам авторского права и 2) если они не являются объектами авторского права, то могут ли телерадиокомпании передавать их периоди­ческим изданиям за плату.

Указанные интеллекту­альные достижения в случае, если они выражены в доступной для воспри­ятия форме, являются одной из составляющих содержания авторских произведений. Но авторское право в силу присущих ему ограниченных возможностей охраняет лишь форму, а не содержание произведений.

Возвращаясь непосредственно к программам передач, необходимо заметить, что суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой разработке именно содержательной части такого результата интеллектуальной деятельности, как программа. То, как соотносятся между собой передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они адресованы, в какое время они передаются в эфир — это и многое другое является результатом творческой деятельности. В этом смысле программы передач сродни сборникам и другим составным произ­ведениям, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по какой-либо оригинальной схеме. Как и по отношению к сборникам, применительно к программам радио- и телепередач правомерна постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы, которая положена в основу программы как совокупности определенных материалов, передаваемых в эфир.

От программы передач как совокупности передаваемых в эфир мате­риалов необходимо отличать программу передач как доводимую до слуша­телей (зрителей) информацию о тех передачах, которые будут переданы в эфир. Данная информация, если только она не подается в какой-либо оригинальной форме, никакого самостоятельного произведения не обра­зует. В таком своем понимании программа передач подпадает под сообще­ние о событиях и фактах, имеющее информационный характер и не являющееся объектом авторского права (ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Из этого следует, что информация о программах передач может использоваться любыми заинтересованными лицами, в том числе газетами, свободно, т.е. без разрешения телерадиокомпаний и без выплаты какого-либо вознаграждения1.

Сказанное, однако, вовсе не означает, что между организациями эфирного вещания и газетами не могут заключаться договоры о передаче информации о программах передач для их печатания в газетах. В совре­менном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности2. В этом плане программа передач как особый информационный продукт может передаваться на определенных условиях любым заинтересованным лицам.

Иными словами, организации эфирного вещания могут продавать информацию о программах своих передач, но только тем газетам, которые заинтересованы в ее приобретении для получения тех или иных преиму­ществ. Те же газеты, которые получают эту информацию законным путем из других источников, например, узнавая ее из газет, уже опубликовавших программы передач, могут делать это свободно, так как никакого наруше­ния авторских прав здесь не происходит.