logo
ПОЗИС

13. Сообщение в эфир по кабелю как объект смежных прав.

Под организациями вещания понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Помимо этого, организации вещания готовят и доводят до сведения публики разнообразные передачи, которые далеко не всегда обладают признаками произведений науки, литературы и искусства. Однако имущественные интересы их создателей нуждаются в правовой охране. С одной стороны, на создание радио- и телепередач, включение в них творческих произведений, исполнений, фонограмм и т.д. затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая им и предоставляется российским законодательством.

При этом выделение передач в качестве особых объектов правовой охраны имеет практический смысл лишь в том случае, если сами передачи не являются творческими произведениями. В противном случае их охрана обеспечивалась бы авторским правом и вопрос о необходимости признания за создателями передач еще каких-либо прав просто не возникал бы. В этой связи следует различать передачи организаций эфирного или кабельного вещания как объекты смежных прав и передаваемые в эфир или по кабелю произведения как объекты авторского права.

Передани, предназначенные для выхода в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, представляют собой результат организационных, финансовых и технических усилий организаций вещания, направленных на создание относительно целостных и завершенных информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей и (или) слушателей. В состав передач могут входить и творческие произведения, права на использование которых организации вещания приобрели в установленном законом порядке.

Как правило, передачи создаются самими организациями вещания посредством деятельности их работников в рамках полученного от организации служебного задания. Однако нередко передачи готовятся лицами, являющимися самостоятельными субъектами гражданского права, которые действуют на основе получения заказов и за счет средств организаций-заказчиков. Не исключается и инициативная подготовка передач, права на использование которых в последующем переуступаются организациям вещания. Хотя основная практическая надобность в особой правовой охране прав организаций вещания возникает с момента выпуска передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, сами передачи становятся объектами правовой охраны с момента их создания. С этим положением не согласен Э.П. Гаврилов, по мнению которого до реального выхода в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) никаких смежных прав на передачи у организаций вещания не возникает, и на записи будущих передач распространяются фоно- граммные или авторские права как на звуко- и видеозаписи1. Сданными суждениями трудно согласиться по следующим основаниям.

Во-первых, если принять данную точку зрения, то стираются всякие грани между авторскими произведениями, фонограммами и передачами вещания. Нет никакого смысла выделять особые права организаций вещания, если они одновременно (кроме, пожалуй, случаев прямой трансляции) обладают авторскими или фонограммными правами на свои передачи. При этом ошибка Э.П. Гаврилова базируется на том, что он безосновательно отождествляет звуко- и видеозаписи, о которых упоминается в п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» как об объективных формах существования произведений, с самими произведениями как объектами авторского права2.

Во-вторых, если следовать логике Э.П. Гаврилова, то после выпуска передачи в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) происходит изменение правового режима передачи, в результате которого круг прав организаций вещания существенно сужается по сравнению с теми правами, которыми они обладали до этого момента. Подобный результат едва ли поддается разумному объяснению.

В-третьих, если исходя из Закона различать передачи организаций вещания, с одной стороны, и, объекты авторского права и фонограммы, с другой, то необходимость выделения передач как особых объектов правовой охраны еще до выхода их в свет является достаточно очевидной. Как уже отмечалось, такие передачи могут создаваться по заказам организаций вещания или в инициативном порядке другими лицами и передаваться организациям вещания для использования на договорной основе. Не возникает сомнений и относительно возможности нарушения прав на передачу еще до момента ее обнародования.

В-четвертых, существование передач как особых объектов смежных прав до их обнародования подтверждает п. 5 постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"», в котором говорится о 50-лет- нем сроке их охраны, исчисляемом с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы.

Наконец, в-пятых, с мнением Э.П. Гаврилова о том, что смежные права у организаций вещания появляются лишь в момент выхода их передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, можно было бы согласиться в том случае, если бы Закон, с одной стороны, четко различал передачи как таковые и записи этих передач, а с другой, приравнивал бы записи передач к фонограммам или аудиовизуальным произведениям. Между тем из Закона следует обратное, а именно: передачи вещания и записи этих передач рассматриваются как нечто единое и, напротив, записи передач отграничиваются от фонограмм и аудиовизуальных произведений. Наглядным подтверждением первого положения служит, в частности, то обстоятельство, что права организаций вещания на их передачи" никак не различаются в зависимости от того, о каких передачах идет речь — о прямых трансляциях или передаваемых в эфир или по кабелю записях передач. О справедливости второго положения свидетельствует наделение организаций вещания правом на воспроизведение записей их передач (подп. 4 п. 2 ст. 40, подп. 4 п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), что было бы излишним, если бы записи передач приравнивались к фонограммам или аудиовизуальным произведениям.

Таким образом, передачами вещания должны считаться любые предназначенные для использования путем передачи в эфир и (или) сообщения для всеобщего сведения по кабелю звуки и (или) изображения, которые не являются в целом творческими произведениями, независимо от того, переданы ли они в эфир (по кабелю) или только еще подготовлены (записаны) для эфира (сообщения для всеобщего сведения по кабелю).

Наряду с передачами как объектами смежных прав организации вещания передают в эфир или по кабелю творческие произведения, права на использование которых приобретены ими в установленном законом порядке. Никаких особых смежных прав у организаций вещания при этом, как правило, не возникает, так как в данном случае отсутствует какой-либо дополнительный объект правовой охраны, кроме самого произведения. Однако в тех случаях, когда передача произведения в эфир или по кабелю сопровождается дополнительными сюжетами, комментариями, интервью и т.п., у организаций вещания могут возникнуть особые смежные права на саму передачу, одной из составных частей которой является творческое произведение.

За организациями эфирного или кабельного вещания закон закрепляет в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на использование передач, включая право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Данная общая формула свидетельствует о том, что за исключениями, прямо указанными в законе, организации вещания обладают всей полнотой прав по использованию передач. Права, прямо перечисленные в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», представляет собой лишь наиболее значимые правовые возможности организаций вещания и не исчерпывают собой всех принадлежащих им прав.

Например, в названных статьях не указано такое право организаций вещания, как выдача другим организациям, осуществляющим тот же вид вещания, разрешений на передачу в эфир или по кабелю уже выходивших в эфир или передававшихся для всеобщего сведения по кабелю передач. Какие-либо сомнения в том, что такое право у организаций вещания имеется, едва ли могут возникнуть. Конечно, при желании соответствующую возможность организаций вещания можно обосновать другими их правами, в частности правом на запись передачи, поскольку повторно передать передачу в эфир или по кабелю можно, лишь предварительно ее записав. Однако подобный подход искусственного выведения одних прав из других отстоит от истинного смысла закона значительно дальше, чем прямо опирающийся на п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» вывод о неисчерпывающем перечне имущественных прав организаций вещания.

Среди прямо названных в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прав организаций вещания прежде всего выделяется их право разрешать одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания Иными словами, в данном случае речь идет о праве на ретрансляцию передач, которая осуществляется с помощью современных технических средств. Выделение указанной правовой возможности обусловлено наличием особого интереса именно в первом сообщении публике той или иной передачи. Ярким примером может служить передача в эфир или по кабелю спортивных состязаний. Однако ретрансляция возможна в отношении не только передачи в эфир или по кабелю «живых» событий, но и впервые обнародуемых записей ранее подготовленных и записанных передач.

К указанному праву близко примыкает право сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право организаций эфирного веща-

В отличие от ст. 37, 38 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в названных статьях Закона, по непонятным причинам, говорится лишь о возможности организаций вещания разрешать другим организациям осуществление соответствующих действий. Между тем данное указание Закона справедливо лишь по отношению к рассматриваемому праву. Во всех остальных случаях организации вещания вправе, безусловно, не только выдавать разрешения другим лицам, но и осуществлять соответствующие действия по использованию передач самостоятельно, что прямо следует из п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

ния) и право передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания). Закрепление данных прав за организациями вещания соответствующего вида вполне оправданно, так как ими регулируются хотя и близкие, но самостоятельные способы использования передач. Сообщение эфирной передачи по кабелю, равно как и выход в эфир передачи кабельного вещания, охватывает собой как ретрансляцию, так и последующее использование уже обнародованных передач. Естественно, в последнем случае используется запись передачи, осуществление которой регламентируется законом самостоятельно.

По смыслу закона под записью передачи подразумевается лишь первая фиксация звуков и (или) изображений, образующих передачу, с помощью технических средств в какой-либо материальной форме (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение и сообщение. В строгом смысле слова записать можно либо передачу, которая готовится для эфира или сообщения для всеобщего сведения по кабелю заранее, либо передачу, представляющую собой прямую трансляцию с места событий. Если же записывается передача, которая сама передается в эфир или по кабелю с использованием записи, эти действия должны квалифицироваться как воспроизведение записи.

По общему правилу, записывать передачи эфирного или кабельного вещания можно лишь с согласия их правообладателей (право на запись передач). Поэтому любая несанкционированная запись чужих передач, за исключением случаев, указанных в ст. 42 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», представляет собой нарушение смежных прав организаций эфирного или кабельного вещания, хотя бы данная запись и не была предназначена для коммерческого использования. Само собой разумеется, что использование записи для последующей передачи в эфир или по кабелю может осуществляться только с разрешения организации эфирного или кабельного вещания, которой принадлежат права на передачу.

Помимо права контроля над записью передачи организации эфирного или кабельного вещания обладают правом на воспроизведение записи передачи. Под воспроизведением записи передачи понимается изготовление одного или более экземпляров записи передачи или ее части на любом материальном носителе. Изготовленные путем воспроизведения экземпляры записи передачи могут в дальнейшем использоваться путем распространения, включая их продажу и сдачу в прокат; с их помощью эфирная передача может разойтись по кабельным сетям; на основе экземпляров записи различных передач могут составляться новые передачи и т.

п. Все это свидетельствует о том, что право на воспроизведение записи передачи затрагивает достаточно важные интересы организаций вещания.

Между тем, наделяя организации вещания правом на воспроизведение записи передачи, закон хранит молчание в отношении права на распространение экземпляров записи передачи, без которого воспроизведение (тиражирование) записи практически утрачивает смысл. Произошло это, видимо, в силу того, что такой способ использования передач, как распространение экземпляров их записи, для рассматриваемой сферы нехарактерен. Кроме того, по логике составителей проекта Закона, сделав запись передачи и размножив ее, организация вещания, в зависимости от вида записи, приобретает право контроля над распространением экземпляров записи передачи либо как производитель фонограммы (подп. 3 п. 2 ст. 38 Закона), либо как создатель аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 16 Закона). Хотя подобный подход в теоретическом плане не вполне корректен ввиду того, что одни и те же объекты охраны выступают одновременно в разных качествах1, в практическом отношении он обеспечивает организациям вещания возможность осуществлять контроль за распространением экземпляров записи их передач.

В соответствии с п. 3 ст. 40 и п. 3 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительное право организаций вещания на воспроизведение записи передачи не распространяется на случаи, когда: а) запись передачи была произведена с согласия организации вещания; б) воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями ст. 42 Закона (случаи свободного использования объектов смежных прав).

Указанные случаи представляют собой два самостоятельных ограничения из сферы рассматриваемого права. При этом особое упоминание о возможности воспроизведения записи передачи в целях, предусмотренных ст. 42 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», является, во-первых, излишним, так как данные действия полностью покрываются указанной статьей, и, во-вторых, не вполне корректным, так как предусмотренные ст. 42 Закона случаи свободного использования передач организаций вещания затрагивают помимо права на воспроизведение записи передачи и другие права организаций вещания. Поэтому заслуживает краткого анализа лишь первое из предусмотренных Законом ограничений права организаций вещания на воспроизведение записи передачи.

В соответствии с буквальным смыслом абз. 2 п. 3 ст. 40 и абз. 2 п. 3 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» организации эфирного или кабельного вещания лишаются контроля над воспроизведением записи своих передач, как только выдают разрешения на их запись. В отличие от п. 3 ст. 37 Закона, посвященного аналогич-

В этой связи было бы более правильно прямо закрепить в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» право организаций вещания на распространение экземпляров записи их передач.

ному ограничению права исполнителя на воспроизведение записи исполнения (постановки), в рассматриваемых статьях не упоминается о том, что воспроизведение записи передачи может осуществляться лишь в тех же целях, для которых было получено согласие организаций вещания при записи передачи. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, является не более чем упущением законодателя и не должно расцениваться как его сознательное стремление придать данному исключению столь широкое значение, как это может показаться на первый взгляд.

В самом деле, не поддается никакому разумному объяснению такое толкование Закона, при котором дача согласия на запись передачи означает во всех случаях и согласие на воспроизведение данной записи независимо от целей, в которых это делается. Предположим, одна организация вещания разрешает другой организации вещания записать свою передачу для последующего повторного доведения ее до сведения публики. Разве это означает, что эта вторая организация получила возможность тиражировать экземпляры записи передачи и распространять их путем продажи или сдачи в прокат? Для совершения подобных действий должно быть получено специальное разрешение первой организации вещания.

Таким образом, по смыслу Закона возможность воспроизводить запись передачи появляется лишь у тех лиц, которые не только получили у правообладателей право на запись передачи, но и не выходят за рамки тех целей, для которых было получено согласие на запись передачи. Однако в связи с размытой позицией законодателя по данному вопросу при выдаче организациями вещания разрешений на запись передачи целесообразно прямо оговаривать цели, для которых будет использоваться, в том числе тиражироваться, запись передачи.

Наконец, в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ <06 авторском праве и смежных правах»- особо выделяется право организаций вещания сообщать передану для всеобщего сведения в местах с платным входом. Указанный вид использования передач распространяется на их использование в концертных залах, клубах, кинотеатрах, видеосалонах и иных заведениях, в которых со зрителей или слушателей взимается особая плата за просмотр или прослушивание передач организаций вещания. Напротив, на использование передач в ресторанах, кафе, гостиницах, домах отдыха, поездах и других местах, где указанные услуги входят в стандарт обслуживания и особой платой не облагаются, действие данного права не распространяется.

Наделение организаций вещания рассматриваемым правом вполне оправданно ввиду того, что за счет использования созданных ими передач извлекается доход лицами, которые сами никаких средств в создание или приобретение передач не вкладывали. Его действие распространяется как на случаи платного просмотра или прослушивания передач, которые транслируются прямо в эфир или передаются по кабелю, так и на случаи просмотра или прослушивания записи передачи, зафиксированной на материальном носителе. В последнем случае организаторы платного просмотра (прослушивания) должны дополнительно получить согласие организации вещания на запись передачи или приобрести экземпляр записи передачи, правомерно введенной в гражданский оборот.

К сожалению, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не определяет механизм сбора вознаграждения за данный вид использования передач организаций вещания. Наиболее подходящим для данного случая представляется путь, при котором сбор вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих смежными правами на коллективной основе.