I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.
Она включает: а) определение (уточнение) и уяснение преподавателем цели, задач и форм проведения практических занятий по гражданскому праву; б) уточнение почасового плана занятий для каждой учебной группы на основе Примерного почасового плана занятий, утвержденного кафедрой; в) определение форм проведения занятий; г) подбор конкретных учебных задач; д) определение порядка обеспечения студентов (учебных групп) необходимыми учебно-методическими материалами, в той части, в которой это не является обязанностью факультета и (или) кафедры, а также в случае, если предполагается использовать новые материалы, не вошедшие в опубликованные учебные пособия.
1.1. Подготовка преподавателя к первому (вводному) занято начинается с определения (уточнения) и уяснения им цели, задач и форм проведения практических занятий (как вводного, гак и всех последующих) по гражданскому праву. Здесь следует исходить из того, что практическое занятие не тождественно семинарскому занятию (теоретическому семинару).
1.1.1. Цель практического занятия - научить студентов работать с гражданскому законодательством.
1.1.2. Такая цель предопределяет постановку следующих задач: а) активизировать теоретические знания студентов применительно к конкретной практической ситуации (вопросу, спору и т.п.); б) научить студентов применять эти знания при решении практических дел, прежде всего — верно определять характер возникших правоотношений; в) научить студентов работать с законодательством: находить правовые нормы, соответствующие возникшим правоотношениям, правильно читать и комментировать их и на этой основе — верно применять их; г) научить студентов правильно составлять основные типовые документы, оформляющие решение (консультацию, экспертизу и т.п.) по делам, спорам, связанным с применением гражданскому законодательства.
1.1.3. Занятия могут проводиться в следующих формах: а) решение учебных дел (задач) с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных правовых актов (основная форма); б) деловые игры (подготовка и проведение учебных судебных заседаний и т.п.); в) иные формы, позволяющие решать указанные выше цели и задачи практических занятий. В отдельных (исключительных) случаях практические занятия могут быть заменены на теоретические семинары с подготовкой студентами докладов и (или) на встречу с приглашенными практическими работниками, с обязательным последующим обсуждением поставленных проблем.
2. Проведение первого (вводного) занятия. По содержанию первое (вводное) занятие, как правило, делится на четыре составные части: организационную, информационную, методическую, заключительную.
2.1. Организационная часть вводного занятия предполагает:
а) представление преподавателя студентам; б) определение студента (как правило, старосты группы), с которым в дальнейшем будут решаться организационные вопросы; в) знакомство с составом группы, на основе поименного списка группы (список готовится заранее или составляется по поручению преподавателя старостой группы в начале занятия); г) установление преподавателем правил, которые будут действовать в случаях, если студенты опаздывают на занятия, пропускают занятия, не выполняют домашних заданий и т.п.; д) установление преподавателем системы контроля знаний в течение семестра (контрольные, тестирование и т.п.) и др.
2.2. Информационная часть первого (вводного) занятия пред- полагает: а) предоставление студентам систематизированных сведений об учебном курсе (дисциплине), по которому будут вестись практические занятия; б) доведение преподавателем до студентов целей, задач, форм и порядка проведения практических занятий; в) информирование преподавателем студентов о формах контроля по итогам практических занятий (зачет, экзамен); о порядке их проведения (форма приема: по билетам (вопросам), без билетов (вопросов), структура билетов (например, наличие в них не только теоретических вопросов, но и учебных дел (задач) и т.п.; г) информирование преподавателем студентов об учебно-методическом обеспечении практических занятий.
Под учебно-методическим обеспечением практических занятий по гражданскому праву понимается совокупность специальных учебно-методических материалов, которые рекомендуются студентам для подготовки и проведения практических занятий для достижения поставленных целей и задач. К основным указанным материалам относятся: а) материалы лекции по общему курсу гражданского права; б) тексты учебных дел (задач), выбранных для решения на практических занятиях, как правило, в виде практикумов или распечаток; в) подборка материалов учебных дел (задач); г) тексты нормативных правовых актов, как правило, в виде сборников, источников официального опубликования или их копий, из расчета не менее 1 текста на 2-х студентов; д) соответствующие учебные пособия и учебники.
2.3. Методическая часть первого (вводного) занятия предполагает: а) знакомство студентов с методикой решения учебных дел (задач); б) применение этой методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).
2.4, Заключительная часть первого (вводного) занятия отводится для того, чтобы: а) подвести итоги; б) дать студентам домашнее задание.
2.4.1. При подведении итогов занятия целесообразно: а) акцентировать внимание студентов на тех основных теоретических положениях, которые были использованы для решения учебных дел (задач); б) напомнить студентам, как эти теоретические знания помогли решить конкретные практические вопросы; в) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при работе с законодательством: при определении характера возникших правоотношений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании; г) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при составлении основных типовых документов.
2.4.2. Домашнее задание включает: а) наименование темы и основных вопросов этой темы по Почасовому плану проведения практических занятий; б) тексты (номера по Практикуму) учебных дел (задач), которые необходимо решить к следующему практическому занятию; при этом следует особо обратить внимание студентов на то, что учебные дела (задачи) должны быть решены письменно; в) рекомендации преподавателя по перечню необходимых для решения заданных учебных дел (задач) нормативных правовых актов; г) рекомендации преподавателя по перечню необходимых для решения учебных дел (задач) актов судебной практики (решения по конкретным делам, акты высших органов судебной власти и др.); д) рекомендации преподавателя по основным литературным источникам, которые содержат теоретические основы решения домашних учебных дел (задач).
- Рабочая программа
- Составитель: старший преподаватель Негодяев в.В.
- Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
- Организационно-методический раздел
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план
- 3. Содержание учебного курса
- 3.1. Программа курса
- Раздел 1. Наследственное право
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества.
- Раздел 2. Право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 17. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 18. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 19. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 20. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 3.2. Содержание практических занятий
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине.
- 4.1. Основная литература
- Нормативные правовые акты
- 4.3. Дополнительная литература
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 6. Вопросы к зачёту по курсу «Гражданское право. Часть 3» (до, озо)
- 7. Изменения и дополнения
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право. Часть 3» для студентов
- Методические рекомендации для решения тестов
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- 1. Методика написания рефератов и подготовки докладов
- 2.Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета
- 3. Учебно-методические материалы
- 3.1.Семинарские занятия
- Раздел 1: наследование
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 3. Наследование по закону
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Дополнительная литература
- Раздел 2: право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Дополнительная литература:
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Нормативные правовые акты:
- Дополнительная литература
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание (по вариантам)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература:
- 3.2.Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские занятия
- I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.
- Методика решения учебных дел (задач) по гражданскому праву