logo
RP_GP_ch_3

Дополнительная литература

  1. Басовец И. Споры о правах на фильмы продолжаются \\ Хозяйство и право. 2000. № 5.

  2. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М., 1997.

  3. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников. М., 1962.

  4. Высторобец А. Еще раз о правах на “старые” фильмы // Вестник ВАС РФ. 2001. № 6.

  5. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996.

  6. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

  7. Дозорцев В. Право на фильм как сложное многослойное произведение \\ Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4.

  8. Зильберштейн Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960.

  9. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве \\ Вестник гражданского права. 2007. № 2.

  10. Керевер А. Спутниковое вещание и авторское право // Бюлл. по авторскому праву. 1991. XXIV. № 3.

  11. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск, 1982.

  12. Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. М., 1997.

  13. Рузакова О.А., Дмитриев С.В. Авторские и смежные права в Интернете // Законодательство. 2001. № 9.

  14. Рябов А.А. Право на неприкосновенность произведения \\ Закон. 2007. № 10.

  15. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

  16. Силонов И. Авторское право в рекламе \\ Хозяйство и право. 2000. № 5.

  17. Сутулов Д.М. Авторское право. М., 1960.

  18. Фейгельсон В.М. Основные принципы защиты и использования интеллектуальной собственности в современных условиях. М., 1996.

  19. Хаметов Р. Присвоение авторства в диссертациях \\ Хозяйство и право. 2000. № 8.

  20. Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения. Учебное пособие. М., 2001.

  21. Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. М., 1977.

Задачи

Задача № 1:

Захаров составил обширную антологию, разделив ее по содержанию на пять сборников. В сборники вошли стихотворения как самого Захарова, так и более чем двухсот российских и зарубежных поэтов. Все стихотворения были ранее опубликованы их авторами и источники заимствования в сборниках указаны.

В 2005 г. Захаров по договору передал исключительное право на антологию издательству “Двадцатый век” сроком на три года с правом переиздания в течение этого срока. Тираж быстро разошелся и через год издательство переиздало антологию. Узнав об этом, Захаров обвинил издательство в бездоговорном использовании его произведения и в судебном порядке потребовал возмещения убытков.

В суде представитель издательства отрицал факт бездоговорного использования антологии. При этом он ссылался на договор, заключенный с истцом, согласно которому издательству предоставлялось право на переиздание произведения.

Является ли антология объектом авторского права и к какому типу произведений относится? Какие исключительные права автора антологии были использованы издательством? Какое обстоятельство послужило основанием для обвинения Захаровым издательства в бездоговорном использовании антологии? Правомерны ли требования Захарова? Какие требования он может предъявить к издательству в случае получения последним доходов от переиздания антологии? Решите спор.

Задача № 2:

В январе 2007 г. Н., сотрудник одного из НИИ МВД, получил задание разработать проект федерального закона о борьбе с похищениями людей. Проект был представлен руководству института в апреле того же года, но не был одобрен.

В феврале 2008 г. Н. Заключил с издательством авторский договор об издании практикума по уголовному праву для студентов юридических вузов, в который в качестве приложения был включен разработанный им проект федерального закона с указанием имени автора.

После выхода практикума в свет руководство НИИ высказало Н. Претензию о том, что он не вправе был публиковать проект закона, к тому же под своим именем, без разрешения руководства НИИ. По мнению же Н., он имеет исключительное право на этот проект, тем более что запрета на его публикацию он от руководства НИИ не получил ни до, ни после выполнения задания.

Является ли проект федерального закона, разработанный Н., объектом авторского права? Принадлежит ли право авторства Н. Как разработчику проекта федерального закона? Вправе ли был Н. публиковать разработанный им проект закона под своим именем? Были ли основания у руководства НИИ для претензий к Н. о неправомерном опубликовании им проекта закона?

Задача № 3:

Журналистка Малышева получила согласие от депутата Госдумы РФ Замятиной дать ей интервью по поводу антисемитских высказываний одного из членов Думы и отношения к этому факту других депутатов. Содействие Малышевой в проведении интервью и его показе по ТВ оказали: Болеславский – материальное, Камов – организационное и Фокин – техническое. С Замятиной вопрос об использовании ее интервью Малышевой не обсуждался.

Увидев интервью по ТВ, Замятина предъявила к Малышевой иск, обвинив в публичном показе без ее согласия интервью с купюрами, в результате которых исказился смысл высказывания, и требуя возмещения убытков и морального вреда.

Кто из указанных в задаче лиц являются соавторами интервью? Кто из указанных в задаче лиц вправе дать согласие на использование интервью? Правомерен ли иск Замятиной? Решите дело.

Задача № 4:

Сотрудник НИИ Соболев выступил на юбилейном вечере, посвященном 50-летию института, прочитав написанную им к этой дате поэму.

Выступления сотрудников, в т.ч. и Соболева, снимались на видеопленку. На следующий день выступление Соболева было показано без его согласия по местному телевидению. Увидев эту передачу, Соболев обвинил телестудию в нарушении его исключительных прав как автора на использование его поэмы в телепередаче без его согласия и потребовал выплаты авторского вознаграждения. Однако телестудия отказала ему в этом. Соболеву было разъяснено, что телестудия вправе была использовать его произведение без его согласия и без авторского вознаграждения, так как поэма была им прочитана публично, а в телепередаче указаны имя автора и источник заимствования.

Является ли нарушением исключительных прав Соболева показ его выступления по ТВ при обстоятельствах, указанных в задаче? Правомерны ли требования Соболева к телестудии о выплате ему авторского вознаграждения? Сохраняется ли за Соболевым право на опубликование поэмы в каком-либо сборнике после использования ее телестудией?