2.Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета
Зачет - это конечная форма изучения дисциплины, представляющая собой механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета - завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым зачет содействует решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции зачета - обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение зачета состоит в том, что студент в период зачетного периода вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебник и другие материалы. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, при подготовке к зачету знания по дисциплине обобщаются и систематизируются, превращаясь в упорядоченную совокупность данных, что позволяет понять логику дисциплины в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе подготовке к зачету по вопросам, не освещенным на лекциях и практических занятиях (семинарах): новые монографии, статьи, а также новые знания по темам, рекомендованным к самостоятельному изучению студентами.
Оценивающая функция зачета заключается в том, что он подводит итог знаний студента полученных в процессе изучения дисциплины. В том числе зачет является формой оценки результатов учебно-педагогической деятельность преподавателя дисциплины (самооценка).
Зачет принимается преподавателем объективно и доброжелательно, что играет определенную воспитательную роль - стимулирует трудолюбие, принципиальность, ответственность, развивает чувство справедливости и уважения.
При подготовке к зачету, прежде всего, следует запомнить основные понятия и категории дисциплины, что формирует правовую культуру, профессиональное правосознание.
На зачете преподаватель проверяет не только уровень запоминания и воспроизведения студентом учебного материала, но и понимание им тех или иных правовых категорий и реальных правовых проблем, способность, мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять юридическим языком правовую проблему. Студент должен сочетать запоминание и понимание, воспроизведение информации и мыслительный процесс.
При подготовке к зачету студенту следует тезисно конспектировать ответ на каждый вопрос выносимый на зачет, т.к. письменное закрепление информации включает дополнительные ресурсы памяти.
Подготовку к зачету не следует откладывать на последние дни и часы перед зачетом. Такая экстремальная подготовка к сдаче зачета не образует прочных знаний по дисциплине, не связывает ее понятия и категории с другими правовыми явлениями, не позволяет видеть все возможные разрешения практических правовых ситуаций. Приобретенная таким способом информация ненадежна и бессистемна и, как правило, не остается в багаже знаний студента.
Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах, в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных тем, вопросов дисциплины позволят студенту подойти к зачету подготовленным и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя темы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для зачета. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделять конспектам лекций и материалам, полученным на практических занятиях (семинарах), а уже за тем учебникам, учебным пособиям и иные материалам. Лекции детально, кратко, иллюстрировано и четко дают основной понятийный аппарат, признаки и правовые характеристики правовых явлений.
Студенту следует помнить, что «идеальных» учебников не бывает, т.к. они пишутся отдельными учеными или коллективами авторов, представляющих ту или иную школу в науке или направление исследования конкретного вопроса, поэтому в каждом из них есть сильные и слабые стороны. Для подготовки к зачету студенту следует использовать два и более учебника и (или) учебного пособия, а также юридические словари, справочники и хрестоматии.
Отвечая на конкретный вопрос на зачете, необходимо исходить из принципа многообразия мнений, суждений, позиций, что позволяет студенту по дискуссионным вопросам придерживаться любого из высказанных мнений по проблематике, но любая правовая позиция студента должны быть им достаточно аргументирована и обоснована.
На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Дополнительные вопросы задаются не в рамках зачетного билета, а по всему курсу и, как правило, связаны с плохим ответом студента.
На зачете преподаватель оценивает как знания материалов дисциплины, так и форму их изложения студентом.
Критериями оценки ответа студента на устном зачете для преподавателя выступают:
правильность ответов на вопросы билета (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
полнота и лаконичность ответа;
степень использования и понимания научных и нормативных источников;
умение связывать теорию с практикой;
логика и аргументированность изложения материала;
грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
культура речи.
- Рабочая программа
- Составитель: старший преподаватель Негодяев в.В.
- Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
- Организационно-методический раздел
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план
- 3. Содержание учебного курса
- 3.1. Программа курса
- Раздел 1. Наследственное право
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества.
- Раздел 2. Право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 17. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 18. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 19. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 20. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 3.2. Содержание практических занятий
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине.
- 4.1. Основная литература
- Нормативные правовые акты
- 4.3. Дополнительная литература
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 6. Вопросы к зачёту по курсу «Гражданское право. Часть 3» (до, озо)
- 7. Изменения и дополнения
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право. Часть 3» для студентов
- Методические рекомендации для решения тестов
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- 1. Методика написания рефератов и подготовки докладов
- 2.Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета
- 3. Учебно-методические материалы
- 3.1.Семинарские занятия
- Раздел 1: наследование
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 3. Наследование по закону
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Дополнительная литература
- Раздел 2: право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Дополнительная литература:
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Нормативные правовые акты:
- Дополнительная литература
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание (по вариантам)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература:
- 3.2.Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские занятия
- I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.
- Методика решения учебных дел (задач) по гражданскому праву