logo search
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):

а) текущая. Текущая – опыт применения законодательства, выраженный в решениях судов по конкретным юридическим делам. Эта форма практики является «первичной», наиболее простой. Нередко здесь только намечаются линии решения той или иной категории юридических дел. Само понимание юридической ситуации, конкретизировано усвоенное содержание норм «скрыто» в решении юридического дела, и в такого рода решениях как бы спрятано правоположение о применении нормативных предписаний к данным фактическим обстоятельствам – тот опыт, который усваивается профессиональным правосознанием практических работников, обогащает его и через него вновь вливается в практическую жизнь. Этот опыт при всей еще неустойчивости, порой неопределенности в то же время отличается свежестью непосредственного соприкосновения права с жизнью.

б) прецедентная. Прецедентная – опыт применения законодательства, выраженный в постановлениях и определениях высших судебных, а также арбитражных и некоторых иных органов по конкретным делам, имеющим принципиальный характер (т.е. делам, наиболее остро выявляющим спорные вопросы применения закона, по-разному решаемым нижестоящими органами, и т.д.). Такая практика является «прецедентной» потому, что дает прецедент толкования и прецедент (образец) применения права. В отличие от прецедента как источника права прецедентная практика не ведет к созданию новой юридической нормы, а связана с разъяснением уже существующей нормы права, с выработкой определенного, «устоявшегося» положения о применении нормы права по аналогичным делам. В постановлениях и определениях высших судебных органов по делам указанного рола содержится своего рода типовое решение, образец для решения «через пример». Они поэтому в какой-то мере приобретают нормативное значение.

в) руководящая. Руководящая - опыт применения законодательства, выраженный в особых актах центральных судебных и иных юрисдикционных органов (постановлениях Пленумов Верховного Суда Высшего Арбитражного Суда, в которых данные практики обобщенно, «вторично» формулируются в виде конкретизирующих нормативных предписаний, которым придается руководящее значение. Здесь опыт применения законодательства не связан непосредственно с решением юридических дел. Правоположения, образующие эту вторичную практику, выступают в виде конкретизированных, формально-определенных предписаний и потому наиболее полно раскрывают свое интеллектуально-волевое содержание, приближаются к нормативным предписаниям правотворчества, к нормам права. Более того, по своему существу такого рода предписания подчас конкретизируют закон по важнейшим моментам и в силу этого являются положениями, «достойными» иметь статус юридических норм.

3. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений различают:

- правотворческий вид юридической практики. В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Правотворчество характеризуется тем, что:

§ представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

§ основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого - в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

§ это важнейшее средство управление обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

§ уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.

- правоприменительный (правореализационный) вид юридической практики. Правоприменителъная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Реализация права - это перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижение его (права) целей.

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права) может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

2. Правоприменение - одни из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечёт за собой государственное принуждение. Применение права всегда осуществляется от имени государства.

3. Применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Существует определённая процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц.

4. Оно направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.

Основываясь на сказанном выше, можно сказать, что правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации. Это "приложение" закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. Это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом 

- распорядительный вид юридической практики. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Под распоряжением понимается один из видов подзаконных актов высших законодательных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Мингосимущества РФ и др.), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым адресовано распоряжение; обязательное указание, приказ, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива).

- интерпретационный вид юридической практики. Суть интерпретационной практики сводится к формулированию правовых разъяснений и правоположений. Выбор правовых норм неизбежно связан с их толкованием.

Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин "толкование" употребляется в трёх различных, хотя и не связанных между собой смыслах:

1. Уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом её применяющим (толкование по способу).

2. Принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы.

3. Интерпретация, т.е. выяснение соотношения объёма толкуемой правовой нормы с объёмом (буквальным смыслом) её текста.

- прецедентный вид юридической практики

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

Важнейшее место среди форм (источников) права занимает юридический прецедент. Под прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придаёт общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образцом при рассмотрении всех последующих аналогичных дел в будущем.

Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому и уголовному делу) и административный(решение, принимаемое административным органов или административным судом).

Наиболее распространённой формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признаётся в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы, т.е. судебная практика является источником права.

- Правосистематизирующий вид практики

Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется ещё как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

Выделяют три основных направления систематизации нормативно-правовых актов - это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.

Кодификация - это форма систематизации действующего нормативно-правового материала путём его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера.

Инкорпорация - это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определённом порядке без изменения их внутреннего содержания.

Она бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами (при Президенте и Правительстве РФ), например, Собрание законодательства РФ. Неофициальная инкорпорация проводится организациями, отдельными гражданами по их инициативе. Она обслуживает потребности учреждений, организаций, специалистов в правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, геологов, учителей, работников правоохранительных органов.

Консолидация - это форма объединения нескольких нормативных правовых актов в единый сводный правовой акт. Она содержит в себе признаки и кодификации, и инкорпорации. При этом нормы права, включённые в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. В результате консолидации создаются сборники законодательства.

- Контрольный вид юридической практики

Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

Известно, что контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших её функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

Надзор - это ограниченный, суженый контроль. В России в наше время существуют три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.

Прокурорский надзор - это самостоятельный, специфический вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на её территории. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Судебный контроль. Судебная власть занимает особое место в системе государственного устройства. Основной функцией судебных органов является осуществление правосудия. Вместе с тем они призваны осуществлять правовой, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и всех субъектов общественной жизни.

Административный надзор - самый большой по объёму и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих.

Главной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдение правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий.

Административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.).

В нашей стране административный надзор подразделяется на:

1. Государственный надзор за безопасностью правил дорожного движения.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль.

3. Государственный пожарный надзор и др.