Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Политические институты
Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни.
Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения.
К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:
• консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;
• выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;
• упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;
• интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;
• защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;
• обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил. Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.
Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом политики, ее «атомом», несомненно, является индивид, личность. В отечественной политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов прежде всего выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в политической жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы.
Статус субъекта политики не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности. Политические качества не даны человеку изначально. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы стать политическим субъектом, человек должен обрести в политике свою сущность и существование. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политики, степень участия в ней.
Реализация человеком своей политической сущности тесно связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 5. Тгп в системе юридических наук..
- Соотношение предмета тгп с предметами иных юридических наук История правовых и политических учений
- История государства и права
- Отраслевые юридические науки
- 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- 6.Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 21.Предпосылки происхождения государства
- 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
- 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
- Теория специализации
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 24.Основные закономерности развития государства и права
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Государство: понятие, признаки.
- 27.Сущность государства
- 28.Соц.Назначение госва
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.