logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)

Любой познавательный процесс закономерно проходит два основных уровня:

- эмпирический уровень, на котором наука получает зна­ния об эмпирических фактах, собирая и обобщая первичную информацию об объекте;

- теоретический уровень, на котором на основе получен­ной на первом этапе информации образуются, изменяются и дополняются понятия науки; обнаруживаются закономерные связи между отдельными сторонами предмета, закрепляемые в виде законов науки.

В соответствии с задачами науки на этих ступенях можно выделить следующие взаимосвязанные группы методов:

  1. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ:

а) методы сбора и изучения единичных фактов;

а1 - методы толкования права. К способам толкования права относятся:

а2 - Социологические методы

б) методы обобщения единичных фактов.

Б.1 - Метод сравнительного правоведения включает в себя разнообразные методики выявления фактов сходства и разли­чия государственно-правовых систем разных стран. В некото­рых странах этот метод считается отдельной наукой - компара­тивистикой.

Метод сравнительного правоведения позволяет уста­новить и в обобщённой форме представить для дальнейшего анализа одинаковые по содержанию государственно-правовые институты, действующие в разных общественно-политических условиях, и, напротив, разные политико-юридические конс­трукции, применяемые для регулирования одинаковых отно­шений. На этой основе определяются наиболее эффективные юридические конструкции, которые предлагаются как образец для законодательной деятельности в сфере национального и международного правотворчества.

Б.2 - Статистические методы применяются к фактам, по­лученным в результате конкретно-социологических исследова­ний. С помощью статистических методов производится обра­ботка фактов, устанавливается их общее и устойчивое содержа­ние, выявляются статистические закономерности.

Б.3 - метод социально-правово­го эксперимента, с помощью которого производится и сбор, и изучение, и обобщение многочисленных единичных факторов. Метод социально-правового эксперимента состоит в создании набора государственно-правовых условий, реально действу­ющих в ограниченной сфере, изучение и обобщение которых даёт возможность сделать выводы об их применимости или не­применимости в государственно-правовой системе в целом.

  1. методы теоретического уровня:

а) методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному) - цель которых состоит в преобразовании полученных эмпирических и обобщённых фактов в абстракции - общие понятия, в которых раскрываются существенные признаки отдельных государственно-правовых явлений и их свойства. Все основные понятия теории государства и права, дру­гих юридических наук есть продукт научной абстракции

б) Системно-структурный метод. Системно-структурный метод построен на выделении всех основных правовых явлений, отграничение их от иных со­циальных явлений и между собой, выявлении иерархической зависимости отдельных элементов, благодаря которой они об­ретают свойство единого целого.

в) Метод восхождения от абстрактного к конкретному используется для анализа изучаемого объекта в системе всех его эле­ментов, внутренних и внешних связей используется Особенностью метода восхождения от абстрактного к кон­кретному является то, что он выделяет в предмете простейший элемент и, исходя из его внутренних потенций, противоречий, рассматривает развитие этого элемента в целостный организм.

Соотношение метода и предмета

В процессе научного познания к методу предъявляют­ся особые требования. Метод должен соответствовать уровню задач познания и изучаемому предмету. Только с помощью качественного метода можно получить объективные знания о действительности. Но для этого сами методы должны быть изу­чены, усовершенствованы, адаптированы к потребностям поз­навательного процесса. Методология науки, которая имеется в любой развитой науке, как раз и концентрирует все знания о методах познания науки.

Выбор конкретного метода, его приоритетное использо­вание находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод позволяет изучать право, государст­во, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, прослеживать их причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к пред­мету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рацио­нализировать познавательную деятельность теоретика, обеспе­чить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные факти­ческие данные, сделать прогноз на будущее.