logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

27.Сущность государства

Малько

Сущность как философская категория означает основное, необ­ходимое в том или ином явлении.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

  1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержа­ тельная сторона).

Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладель­ческое и современное государство тождественны по своей сущнос­ти. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государст­ва — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи инте­ресы прежде всего данная организация представляет.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности госу­дарства.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесо­циальный) подход, в рамках которого государство можно опреде­лить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как сред­ство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, боль­шинства населения страны преимущественно с помощью компро­мисса.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэ­тому в сущности государства в зависимости от исторических ус­ловий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал

Лазарев

Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. 

Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. 

Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. 

Тем не менее установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Венгеров

Само понятие «сущность государства» стало широко использоваться на предыдущем этапе отечественной теории государства и права, опиравшейся на материалистическую интерпретацию платоновской и гегелевской диалектики. В рамках этой интерпретации утверждалось, что научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных, позитивистских сторон государства, а проникать вглубь любых явлений и процессов, в том числе и государства. И под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистическою государства).

Поэтому в рамках современной теории государства становится актуальным не столько догматическое и вульгаризированное описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства.

Именно всесторонняя характеристика государства, а не только сведение ее к классовой «сущности» ведет к необходимому пониманию и определению государства. Только такой подход позволяет отказаться от предыдущих застывших определений государства, которые в изобилии имеются у многих философов, юристов и политиков.