logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

45. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - это террито­риальная организация государственной власти, выражаю­щаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.

Двумя формами государственного устройства являются унитарная и феде­ративная.

Унитарные государства (Китай, Франция, Италия, и т.д.) - это единые, централизованные, целостные образо­вания, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой государственной власти обладают только центральные органы.

Компетенция центральных органов в унитарных госу­дарствах не ограничивается полномочиями местных органов государственной власти.

Они состоят из административно-территориальных еди­ниц, которые не обладают какой-либо политической самосто­ятельностью. Все административно-территориальные единицы имеют, как правило, одинаковый юридический статус; они не имеют своей системы законодательства, и своей судебной сис­темы.

Следует заметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определённых автономных образований. В качестве примера можно назвать статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландию в современной Великобрита­нии и т.д.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:

- единая конституция;

- единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

- единое гражданство;

- единая система права;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не облада­ющие какой-либо политической самостоятельностью.

Виды унитарных государств:

1. В зависимости от вида контроля различают централизо­ванные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания и др.) унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуще­ствляется прямой контроль назначенным из центра чинов­ником. Во втором случае за местными органами осуществ­ляется косвенный контроль и тем самым с учетом нацио­нальных особенностей региона допускается определенная автономия.

2. Унитарные государства могут иметь внутри себя автоно­мию - право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопро­сы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочис­ленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятель­ность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств. (Пример, автономные области в унитарной Италии, Аландские острова в Финляндии, автономные округа в фе­деративной России и др.). Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша и др.), а с автономией (одной или несколькими) – сложным.

Федеративное государство (США, ФРГ, Индия и др.) - это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части феде­рации (государственные образования) обладают частичным суверен и те том.

В отличие от частей унитарного государства субъекты федерации обладают политической самостоятельностью. Это выражается, в первую очередь, в разграничении компетенции между федерацией в целом и её субъектами. С одной стороны, выделяется круг вопросов исключительной компетенции феде­рации, а с другой - сфера исключительного ведения субъектов федерации.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Виды федераций