logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

40. Принципы организации аппарата современного государства.

Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов.

Принципы можно разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Принципы, выраженные в Конституции РФ

1) Народовластие - это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей при­нимает участие в организации и деятельности государственно­го аппарата.

Конституционно-правовое выражение этого при­нципа содержится в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «1) Носителем суверенитета и единственным источником влас­ти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местно­го самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражени­ем власти народа являются референдум и свободные выборы». Формами народовластия являются прямая (непосредственная) и представительная демократия (народовластие).

При прямой демократии население страны, её части непосредственно ре­шает вопросы государственного управления, которые за тем не требуют никакого одобрения со стороны государственных орга­нов. Основными каналами прямой демократии в России явля­ются прямые выборы, референдумы различных уровней, сходы граждан, на уровне местного самоуправления.

При представи­тельной демократии от имени народа управление государствен­ными делами осуществляют избранные населением представи­тели. В качестве примера, в первую очередь, следует назвать деятельность представительных учреждений различных уров­ней (Государственная Дума Российской Федерации, законода­тельные органы субъектов Российской Федерации, представи­тельные органы на уровне местного самоуправления).

2) Разделение властей - принцип организации и деятель­ности государственного аппарата, в соответствии с которым го­сударственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником фор­мирования и наличием своего предмета ведения.

В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномо­чия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных пол­номочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных орга­нов объявить недействительными акты, противоречащие конс­титуции или законам и другими способами.

3) Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, - в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

4) Гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

5) Принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

Законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

• профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм означает необходимость использова­ния в деятельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятель­ности, наличия необходимой системы профессионального об­разования и переподготовки кадров.

• гласность в осуществлении государственной службы;

• ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийность государственной службы;

• отделение религиозных объединений от государственных;

• сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности; Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения в про­цессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.

• экономичность государственной службы (рентабельность).

Также некоторые авторы выделяют следующие принципы:

Принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

Принцип верховенства права применительно к государс­твенному аппарату означает, что организация и вся деятель­ность последнего строиться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. За­кон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом - парламен­том. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потреб­ностям общества.

Таким образом, принцип верховенства права шире принципа верховенство закона и выражается в:

- верховенстве закона

- выражении идеи господства права, равенства и справедливости

Принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

Принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих)