logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / ЗАЧЕТ ТГП ЖООООпа

39. Государственный аппарат: понятие, особенности.

Для осуществления социального назначения, реализации функций в государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом.

Государственный аппарат - это система государс­твенных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства.

Государственный аппарат имеет следующие признаки:

1) элементами государственного аппарата являются госу­дарственные органы, то есть государственные структуры, обла­дающие властными полномочиями по управлению обществом

2) это система государственных органов

Государственный аппарат представляет собой именно систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В аппарат государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы и др. Все вместе они составляют единую систему властвования

3) характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятель­ности государственных органов, их иерархичностью и взаимо­действием, единством конечной цели; именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло

  1. государственный аппарат осуществляет государствен­ную власть и функции государства.

Механизм государства и государственный аппарат: соотношение

1) Часто в юридической литературе понятия «государс­твенный аппарат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные (Байтин)

Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием.

2) Так некоторые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирую­щий государственный аппарат. В соответствии с данной точкой зрения под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

3) Другие авторы, например д.ю.н. В.А.Толстик, считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осу­ществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются так называемые «мате­риальные придатки» - вооружённые силы, милицию, прину­дительные учреждения и т. д., опираясь на которые, государс­твенные органы осуществляет свою властную деятельность.

4) Некоторые авторы (Цыганов В.И.) включают в механизм государства помимо названных элементов государственных уч­реждений, государственных предприятий и других государс­твенных структур, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства. Имен­но осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком. То есть под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Таким образом:

Механизм государства - это система властных госу­дарственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства.

Таким образом, в механизм государства входят:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции особое значение приобретают правоохранительные органы; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4