Принципы организации аппарата современного государства.
Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важнейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права.
Народовластие – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата. Конституционно-правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Формами народовластия являются прямая (непосредственная) и представительная демократия (народовластие). При прямой демократии население страны, её части непосредственно решает вопросы государственного управления, которые за тем не требуют никакого одобрения со стороны государственных органов. Основными каналами прямой демократии в России являются прямые выборы, референдумы различных уровней, сходы граждан, на уровне местного самоуправления. При представительной демократии от имени народа управление государственными делами осуществляют избранные населением представители. В качестве примера, в первую очередь, следует назвать деятельность представительных учреждений различных уровней (Государственная Дума Российской Федерации, законодательные органы субъектов российской Федерации, представительные органы на уровне местного самоуправления).
Разделение властей – принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.
Принцип верховенства права применительно к государственному аппарату означает, что организация и вся деятельность последнего строиться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. Закон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом – парламентом. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.
Среди других принципов следует назвать принципы гласности, профессионализма, федерализма (для федеративных государств), сочетания единоначалия и коллегиальности и др.
Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.
Профессионализм означает необходимость использования в деятельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.
Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.
Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.
- Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- Предмет теории государства и права. Соотношение с предметами других юридических наук.
- Структура теории государства и права как науки.
- Метод и методология правоведения. Соотношение предмета и метода правоведения.
- Система методов теории государства и права.
- Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти.
- Государство: понятие, признаки.
- Место и роль государства в политической системе.
- Понятие, значение и объективный характер функций государства. Задачи и цели государства.
- Виды функций современного государства.
- Государственный аппарат – понятие, особенности. Механизм государства.
- Орган государства – понятие, признаки и виды.
- Принципы организации аппарата современного государства.
- Структура аппарата современного государства.
- Понятие и элементы формы государства.
- Форма правления: понятие, виды.
- Форма государственного устройства: понятие, виды.
- Политический (государственный) режим: понятие, виды.
- Теории происхождения государства.
- Понятие и признаки социальных норм. Нормативное регулирование, его виды.
- Право: понятие, признаки.
- Норма права: понятие, признаки.
- Структура юридической нормы.
- Правовосстановительные;
- Штрафные (карательные).
- Виды юридических норм.
- Виды форм (источников) права.
- Закон как нормативный правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативных правовых актов. Виды законов.
- Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, связь с законами, виды.
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Правотворчество. Правотворческий процесс и его основные стадии.
- Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость, виды.
- Система права: понятие, элементы. Основания деления системы права на отрасли.
- Общая характеристика отраслей российского права.
- Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношения.
- Понятие и виды субъектов правоотношений. Их правосубъектность, правоспособность, дееспособность.
- Содержание правоотношений.
- Объекты правоотношений: понятие, виды.
- Виды правоотношений.
- Юридические факты: понятие, виды.
- Реализация права: понятие, формы.
- Применение права как особая форма его реализации.
- Стадии применения права.
- Акты применения права: понятие, форма, виды.
- Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия права, аналогия закона.
- Юридические коллизии в праве и способы их разрешения.
- Толкование права: понятие и необходимость. Способы толкования права.
- Виды толкования права по субъектам и по объёму.
- Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
- Правонарушение: понятие и признаки.
- Состав правонарушения. Объект и объективная сторона состава правонарушения.
- Состав правонарушения. Субъект и субъективная сторона состава правонарушения.
- Виды правонарушений.
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, содержание, место в правовом регулировании.
- Функции, цели и принципы юридической ответственности.
- Виды юридической ответственности.
- Понятие и содержание законности.
- Понятие правопорядка. Законность и правопорядок. Соотношение правопорядка и общественного порядка.
- Правовая система общества: понятие и структура.
- Виды (типы) правовых систем современности.
- Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества. Виды правосознания.
- Понятие, структура и функции правовой культуры общества.