logo
ТГП

Виды форм (источников) права.

Обычно среди разновидностей форм (источников) права называют правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт и договор нормативного содержания.

Иногда к ним добавляют религиозные тексты, правосознание, правовую доктрину и т. д.

Правовой обычай – это правило поведение, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством.

Уникальность правового обычая заключается в том, что это неписанный источник права, он содержится в сознании людей.

Способ формирования правового обычая обуславливает определённый, понятный характер норм, в них содержащихся.

Там, где правовой обычай является распространённым источником права он часто тесно связан с религиозными представлениями народа, характеризуется локальностью действия (в пределах одной или нескольких соседствующих общин).

Правовым становится только тот обычай, использование которого санкционировано государством в правовых актах. Санкционирование имеет характер общего разрешения использовать существующие в определённой сфере обычаи.

Правовые обычаи имели самое широкое распространение в рабовладельческих и феодальных государствах.

Правовой обычай является господствующим источником права в странах с так называемой традиционной правовой системой – страны Центральной Африки, Мадагаскар и др.

В России использование правового обычая официально закреплено, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 5 и многие другие).

Сегодня сфера применения правового обычая в самых разных правовых системах неуклонно сужается.

Правовой прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придаётся характер правила, нормы.

Правовые прецеденты делятся на судебные и административные. Судебные прецеденты имеют большую актуальность.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которому придаётся нормативный характер.

Прецедентом становится не всё решение суда, а его суть. Прецеденты создаются, как правило, не всеми судами, а лишь относящимися к высшей инстанции (или к нескольким высоким инстанциям).

Как и содержание норм правовых обычаев правила, содержащиеся в прецедентах, имеют определённый характер, обусловленный их казуистическим происхождением. Однако, системы права, в которых судебные прецеденты распространены, отличаются сложностью и запутанностью, они не имею чёткого отраслевого деления, является более сложным процесс их систематизации, поиска нужной нормы права.

Судебный прецедент является господствующим источником права в странах с так называемой англосаксонской правовой системой (Великобритания и некоторые её бывшие колонии – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.).

В России судебный прецедент официально не признан. В то же время многие учёные и практики юристы считают, что прецедентный характер имеют некоторые решения Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и, особенно, Конституционного суда Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый правотворческим субъектом и содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты обладают следующими признаками:

  1. издаются уполномоченными на это органами;

  2. издаются специально для установления, изменения или отмены норм права;

  3. имеют особую форму, включающую необходимые реквизиты (наименование и название акта, дата его принятия, подпись соответствующего должностного лица).

  4. нормы права, в них содержащиеся, по сравнению с нормами правовых обычаев, судебных прецедентов обладают в целом более общим, более абстрактным характером.

Нормативно-правовой акт является господствующей формой права в странах с Романо-германской правовой системой (страны материковой Европы, Россия, их бывшие колонии). Сегодня нормативный акт находит всё большее распространение во всех остальных правовых системах – традиционных, мусульманских, англо-саксонских. Это происходит вследствие тех преимуществ, которые имеют нормативно-правовые акты по сравнению с иными формами права. К ним можно отнести:

  1. предельно целенаправленный характер их формирования позволяет государству последовательно проводить единую политику;

  2. оперативность в издании, изменении или отмене;

  3. возможность более полного и верного отражения общественных отношений, логики их развития;

  4. иерархичность всей системы нормативных актах, чёткая внутренняя структура делает возможной их стройную систематизацию, позволяет быстро найти необходимую норму, более чётко и эффективно, при необходимости, – комплексно реализовывать содержащиеся в них нормы, преодолевать правовые коллизии, пробелы.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Договор нормативного содержания – соглашение между двумя и более правотворческими субъектами, содержащее нормы права.

Нормативный договор содержит добровольное волеизъявление сторон относительно прав и обязанностей, согласие на их реализацию и необходимость подвергнутся мерам юридической ответственности в случае его нарушения.

Не всякий договор является нормативным, а лишь тот, который содержит нормы права.

Нормативный договор является основным источником права в сфере международных отношений. Встречается он и в национальном праве, в частности, в виде коллективных трудовых договоров. Конкретным примером нормативного договора в России является Федеративный договор от 31 марта 1992 года.