logo
ТГП

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость, виды.

Нормативно-правовые акты в современном государстве принимаются большим количеством самых различных государственных и даже негосударственных органов. При этом каждый орган может принимать множество нормативно-правовых актов. Система законодательства постоянно меняется, вновь принятые акты отменяют, изменяют уже действующие акты, устанавливают новые нормы права.

Для того чтобы эффективно использовать нормативно-правовые акты, оперативно находить нужные нормы права, необходимо упорядочить правовой материал: устранить утратившие силу нормативные предписания, свести воедино акты, изданные по одному вопросу и т.п. Такую деятельность и называют систематизацией нормативно-правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов – это упорядочение нормативно-правовых актов, придающее им характер системы.

Систематизация отличается по осуществляющим его субъектам, тематике нормативно-правовых актов, их объёму, времени издания, степени упорядочения, глубине переработки. Соответственно этому выделяют три способа систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация – это способ систематизации нормативно-правовых актов без изменения формы и содержания, при котором происходит их объединение в сборники.

Результатом инкорпорации являются сборники нормативно-правовых актов. При инкорпорации не вносятся изменения в правовое регулирования, то есть не принимаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Нормативно-правовые акты подвергаются лишь внешней обработке – из них удаляются отменённые статьи и включаются принятые ранее изменения и дополнения с соответствующими указаниями.

Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты располагаются в сборнике в соответствии со временем их принятия, и предметной, когда в сборник объединяются нормативно-правовые акты, имеющие общий предмет правового регулирования.

По субъекту осуществления инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности.

Неофициальная инкорпорация может проводиться государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в собственной правореализующей деятельности либо с коммерческими целями. В этом случае на сборники нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел.

Инкорпорация не решает всех проблем систематизации, с его помощь нельзя, например, устранить множественность нормативно-правовых актов, регулирующих близкие общественные отношения. Такая проблема преодолевается с помощью консолидации.

Консолидация – это систематизация нормативно-правовых актов без изменения содержания путём объединения их в единый акт.

Результатом консолидации является не сборник, а новый нормативно-правовой акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. Но при этом не вносятся изменения в правовое регулирование, новые нормы права не принимаются, может лишь осуществляться редакционная правка, например, устраняться повторы. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы. Таким образом, это всегда правотворческая деятельность, но правотворчество в этом случае выступает методом, а суть консолидации заключается именно в систематизации нормативно-правовых актов.

Кодификация – это систематизация и коренная переработка нормативно-правовых актов путём объединения их в единый обобщающий акт.

Результатом кодификации, как и при консолидации, является новый нормативно-правовой акт. Однако, кодификация не ограничивается внешним объединением актов в один акт, она включает качественную переработку правового материала путём изменения, отмены прежних и принятия новых норм права. Поэтому кодификацию можно считать разновидностью и систематизации, и правотворчества.

Таким образом, к признакам кодификации можно отнести:

  1. осуществление только компетентным правотворческим субъектом;

  2. внесение существенных изменений в правовое регулирование;

  3. результатом является новый нормативно-правовой акт, обобщающего характера (кодекс, основы законодательства, устав, положение, правила).

Кодификация часто направлена на создание в отрасли законодательства своеобразного нормативного ядра, вокруг которого группируются иные нормативные акты. Это упорядочивает отрасль в целом, приводит к её устойчивости.