logo
ТГП

Предмет теории государства и права. Соотношение с предметами других юридических наук.

Все юридические науки имеют общий объект познания – это реально существующая государственно-правовая надстройка общества. Многие авторы, говоря об объекте и предмете юридических наук, не делают между ними никаких различий. Думается, это не совсем верно, методологически и содержательно необходимо чётко различать эти категории. Как уже было сказано, объект – это реально существующие государство и право, которые изучаются всеми юридическими науками, а предмет конкретной юридической науки – это отдельная сторона, часть государственно-правовой системы. Каждая юридическая наука имеет свой предмет, отличающийся от предметов других юридических наук.

Предмет ТГП – это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие закономерности, возникновения, развития, функционирования и отмирания.

От отраслевых юридических наук теория государства и права отличается тем, что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые науки изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты.

Ещё одно отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук и от истории государства и права (которая, как и теория государства и права изучает государственно-правовую систему в целом) заключается в том, что она изучает наиболее важные и общие стороны этой системы, тогда как исторические науки изучают её фактическое бытие, развитие во времени и пространстве, а отраслевые науки – закономерности и свойства, касающиеся лишь её части.

Наряду с наукой существует и учебная дисциплина под названием «теория государства и права», которая представляет собой «выжимку» из науки. Учебная дисциплина отличается от науки не только объёмом и глубиной содержащихся в ней знаний, но и своими целями. Цель науки – познание государственно-правовой действительности, цель учебной дисциплины – передача, полученных наукой знаний объектам обучения.