Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
Понятие и виды международных договоров РФ
Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в РФ регламентируется нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., другими актами законодательства.
Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом; независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт, протокол, конвенция, соглашение и т.д.).
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71). В соответствии с этим конституционным положением заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находится в ведении РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры РФ заключаются от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В отдельную группу, по моему мнению, следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федеральными судами.
Субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной власти соответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этом предельный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данного договора.
Процедура заключения международных договоров РФ
Рекомендации о заключении международных договоров РФ представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания РФ, субъектами Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти. Такие рекомендации могут представляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам человека (по вопросам их ведения). Президент РФ или Правительство РФ либо по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок дают ответ на эти рекомендации.
До представления Президенту или в Правительство предложения о заключении межгосударственных договоров согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности заключения договора, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также, при необходимости, оценку возможных экономических и иных последствий заключения договора. Предложения о заключении международных договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, представляются Президенту или в Правительство РФ по согласованию с Министерством юстиции. Минюст, в частности, дает юридические заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.
После принятия решения о необходимости заключения договора одно лицо или несколько лиц назначаются представлять РФ при ведении переговоров и принятии текста договора. Этим лицам выдаются соответствующие полномочия. Без предъявления полномочий ведут переговоры и подписывают договоры Президент РФ, Председатель Правительства РФ и министр иностранных дел РФ. Федеральные министры, руководители других федеральных органов исполнительной власти в рамках своей компетенции также могут подписывать международные договоры межведомственного характера без предъявления полномочий. Главы же дипломатических представительств РФ в иностранных государствах или при международных организациях вправе вести переговоры без предъявления полномочий лишь в целях принятия текста международного договора; на подписание договора этим лицам полномочия требуются.
Решения о подписании договоров принимаются: в отношении межгосударственных договоров — Президентом РФ, а по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ; в отношении межправительственных договоров — Правительством РФ.
Выражение согласия РФ на обязательность международного договора
Способы выражения согласия РФ на обязательность международного договора в принципе не отличаются от предусмотренных Венской конвенцией о международных договорах 1969 г.
Ратификация международных договоров РФ в соответствии с Конституцией РФ производится в форме федерального закона.
Ратифицирован может быть практически любой международный договор РФ, однако существуют договоры, подлежащие обязательной ратификации. К ним относятся договоры РФ:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
Кроме этого, по Закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. (ст. 26) подлежат ратификации международные договоры РФ в области космической деятельности.
Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу Президентом РФ, а договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством, — Правительством РФ. Предложения об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров представляются Президенту Правительством РФ, а в Правительство — МИД РФ самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Решения Правительства об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и представлении Президенту для внесения на ратификацию международных договоров принимаются в форме постановления.
Предложение об одобрении и о внесении на ратификацию договора, должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, указание на способ осуществления договора в РФ, а также оценку возможных последствий его ратификации.
Государственная Дума рассматривает предложения о ратификации договора и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации договора подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
На основании закона о ратификации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационными грамотами, сдача их на хранение депозитарию производятся Министерством иностранных дел РФ или дипломатическим представительством РФ, если нет иной договоренности.
Другими формами выражения согласия РФ на обязательность договора являются утверждение, принятие договоров РФ, присоединение к договорам РФ.
Утверждение или принятие международных договоров либо присоединение к договорам производятся:
в отношении межгосударственных договоров, подлежащих ратификации, — в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации;
в отношении иных межгосударственных договоров — Президентом РФ, а по вопросам, относящимся к деятельности Правительства, — Правительством РФ.
Утверждение или принятие межведомственных договоров, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.
Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, его ратификация возможна только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или ее пересмотра в установленном порядке.
Временное применение международных договоров РФ
Договор или часть его до вступления в силу могут применяться РФ временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. Решения о временном применении договора принимается органом, принявшим решение о его подписании.
Если международный договор, решение о согласии на обязательность которого для РФ подлежит принятию в форме федерального закона, предусматривает временное применение договора или его части либо договоренность об этом достигнута со сторонами каким-либо иным образом, то он представляется в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его временного применения. По решению, принятому в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации, этот срок временного применения может быть продлен.
Если в международном договоре не предусматривается иное либо государства не договорились об ином, временное применение договора прекращается после уведомления других государств, которые временно применяют договор, о намерении РФ не становиться участником договора.
Вступление договора в силу для РФ
Международные договоры вступают в силу для РФ в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Официальные сообщения МИД о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, подлежат опубликованию.
Оговорки к международным договорам РФ
При подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров РФ или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время (если международным договором не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны.
Регистрация международных договоров РФ
Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ находится в ведении МИД РФ. Регистрация международных договоров в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций также осуществляется МИД РФ.
Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) межгосударственных и межправительственных договоров РФ сдаются на хранение в МИД в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и при необходимости органам государственной власти соответствующих субъектов Федерации.
Подлинники международных договоров межведомственного характера хранятся в архивах федеральных органов исполнительной власти, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) направляются в МИД.
Опубликование международных договоров РФ
Вступившие в силу для РФ международные договоры, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации и в Бюллетене международных договоров.
Международные договоры РФ межведомственного характера подлежат официальному опубликованию по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых они заключены, в официальных изданиях этих органов.
Выполнение международных договоров РФ
Международные договоры РФ подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными законодательными актами РФ.
Президент и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров.
Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами, обеспечивают полное исполнение обязательств и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Органы власти субъектов Федерации обеспечивают (в пределах своих полномочий) выполнение международных договоров РФ.
В случае нарушения обязательств по международному договору другими его участниками МИД РФ (либо другие федеральные органы исполнительной власти совместно с МИД) представляет (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.
Прекращение и приостановление действия международных договоров РФ
Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ могут представляться в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания. Такие рекомендации могут представляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам человека (по вопросам их ведения).
Рекомендации и предложения в отношении договоров, решения о согласии на обязательность которых принимались в форме федерального закона, вносятся в Государственную Думу РФ Президентом или Правительством (в зависимости от того, каким органом было представлено предложение, на основании которого Федеральное Собрание давало согласие на заключение этого договора). Предложение о прекращении или приостановлении действия договора должно содержать обоснование целесообразности прекращения или приостановления его действия, оценку последствий этого для законодательства РФ и финансов.
Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органами, принявшими решение о согласии на обязательность договора. Президент РФ также может принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия договоров, согласие на обязательность которых давалось Правительством РФ.
Государственная Дума РФ рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Думы принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе и денонсации) или приостановлении действия договоров подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется Президенту для подписания и обнародования и в случае подписания вступает в силу.
Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием об этом Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. В случае отклонения Думой проекта закона о приостановлении действия договора действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.
Прекращение и приостановление действия межведомственных договоров РФ производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры. Правительство РФ принимает решение о прекращении или приостановлении действия межведомственных договоров, если соответствующие вопросы имеют важное значение для России.
Прекращение международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять договор и не влияет на права и обязательства или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Приостановление действия договора освобождает РФ от обязательства выполнять договор в течение периода, на который приостановлено его действие. В этот период органы государственной власти РФ и субъектов Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора. Сообщения МИД о прекращении или приостановлении действия межгосударственных и межведомственных договоров публикуются.
Международные договоры РФ и Конституционный Суд РФ
Согласно положениям Конституции РФ и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу для РФ международных договоров либо их отдельных частей, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти России и субъектов Федерации в связи с заключением международных договоров РФ.
Не вступившие в силу для РФ международные договоры, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.