logo
МПП

48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.

Международное воздушное право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:

Первый (начало XX в. - начало Первой мировой войны) - появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха»: государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.

Второй (период между мировыми войнами). Для него характерны:

Третий (начался в период Второй мировой войны и длится до наших дней) - разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов. В 1944 г. Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы международного воздушного права, учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние международные договоры.

В российской доктрине международного права преобладающим является подход к оценке юридического статуса международного воздушного права, согласно которому он базируется на основных общепризнанных принципах международного права, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров.

Но международное воздушное право содержит и специальные отраслевые принципы:

В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:

  1. право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

  2. право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т. е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз и почту);

  3. право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;

  4. право увозить с иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в страну флага судна;

  5. право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.