108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.
1. Международные договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам
Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ — межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ
А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:
конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юридические действия — обмен информацией, передача предметов, связанных с преступлением, др.);
договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-первых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое действие (в частности, договоры с ГДР 1979 г., с Югославией 1962 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).
В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Азербайджаном (1992 г.), Киргизией (1992 г.), Литвой (1992 г.), Латвией (1993 г.), Эстонией (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Договор между РФ и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1993 г., Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам между РФ и КНР 1992 г., Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.
Б. Межправительственные договоры — это прежде всего двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Соглашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).
Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответствующими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
В. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), соглашения с Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Грузией (1993 г.), Арменией (1993 г.), Таджикистаном (1995 г.), Туркменистаном (1995 г.).
Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее:
пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;
выполнение отдельных процессуальных действий;
осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;
содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;
борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэкономической деятельности;
обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к преступлениям;
сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.
Взаимодействие осуществляется через генеральные прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок. Просьба об оказании правовой помощи подписывается Генеральным прокурором или его заместителем.
При исполнении ходатайства применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако при этом могут применяться и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.
Г. В числе межведомственных соглашений можно назвать, в частности, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г.. Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 1994 г. и др.
2. Органы, оказывающие правовую помощь
Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголовным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помощи, в частности, вручение документов, могут совершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.
По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необходимо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать указаний.
С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.
Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) наименование запрашивающего учреждения;
в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;
г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;
д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;
е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.
Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны (в Конвенции СНГ 1993 г. предусматривается возможность использования одного языка — русского). К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны.
При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.
По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.
В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.
После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.
Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.
3. Объем правовой помощи
Вручение документов. Факт вручения удостоверяется подтверждением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скрепленным официальной печатью соответствующего учреждения с указанием даты вручения. В случае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подлежащие вручению.
Установление адресов и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юстиции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства
лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.
Осуществление уголовного преследования. Государства обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против граждан (в том числе собственных), подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося государства. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать, помимо прочего: фамилию, имя, гражданство подозреваемого, иные сведения о нем; описание деяния, времени и места его совершения; текст закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также иные нормы законодательства, имеющие существенное значение по делу;
заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.
К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы дела, иные доказательства. Все документы предоставляются в подлиннике и удостоверяются гербовой печатью компетентного учреждения. При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии со своим законодательством. Запрашивающая сторона уведомляется о результатах преследования; ему также передается копия окончательного решения.
При этом однако уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению, если истек срок давности, поручение направлено после вступления в силу приговора или принятия иного окончательного решения по данному факту.
Розыск, лиц. Это правовое действие проводится в целях привлечения к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица, осуществляемых в соответствии с внутренним законодательством. Следует обратить внимание на то, что цель розыска должна указываться обязательно. Например, если лицо разыскивается за совершение деяния, не являющегося в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производиться не будет.
Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения — заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учитывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано.
Имеются некоторые различия в регламентации этого действия конвенциями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и договорами о правовой помощи.
Согласно многосторонним конвенциям заключение под стражу предполагаемого преступника производится в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого преступник находится. О взятии лица под стражу уведомляются: государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого было совершено преступление; государства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации и должностные лица.
В соответствии с договорами о правовой помощи государство, получившее требование о выдаче, должно немедленно принять меры к взятию под стражу соответствующего лица (кроме случаев, когда выдача не производится). О взятии под стражу или задержании немедленно уведомляется запрашивающая сторона.
Лицо, выдача которого требуется, в некоторых случаях может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче — на основании ходатайства запрашивающего государства. Такое ходатайство в целях оперативности может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефону и должно содержать ссылку на вынесенное в запрашивающем государстве постановление о взятии под стражу или на вступивший в законную силу приговор, а также указание, что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задержанное по ходатайству лицо должно быть освобождено, если требование о выдаче не поступит в течение месяца со дня взятия под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, — в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.
Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.
Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, основаниями выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетворена, если у запрашиваемого государства имеются основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам (см. Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г.).
Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.
Не выдаются в соответствии с договорами о правовой помощи: собственные граждане; лица, в отношении которых уголовное преследование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания; лица, в отношении которых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приговор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу. Выдача также не производится, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.
Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству. Однако это правило не действует, если выданное лицо по истечении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения — по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.
Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдача таких граждан может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.
Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Министерством юстиции) копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица.
Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством сторон являются наказуемыми и за совершение которых гражданин был приговорен к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Что касается выдачи на время, то если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.
Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для совершения данных следственных действий является решение компетентного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкционированного.
Если необходимо получить из иностранного государства документы, записи и другие доказательства, нужно в запросе указать держателя и/или местонахождение документов и описать их, по возможности указав все детали (например, для банковских документов — название банка, его адрес, номер счета и фамилию владельца счета, описание необходимых документов).
Производство экспертиз. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства.
Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.
Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие в общем сходно с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с отечественными отдельными поручениями.
Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом в запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица (в стране проживания иностранца), с которым следует связаться для уточнения деталей поездки.
Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей стороны, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны.
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающей стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и не полученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.
Вызов свидетеля или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предоставляют сведения о судимости лиц, привлеченных или привлекаемых к ответственности на их территории.
Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учреждения юстиции государств предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе аналогичную информацию можно получить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но полученная информация будет отличаться по «юридическому качеству» и не для любых юридических целей может быть использована.
Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом.
Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями — Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц 1983 г. (РФ пока не участвует), двусторонними соглашениями (например, с Латвией 1993 г.).
Общие правила передачи осужденных таковы:
а) обращаться с заявлением о передаче осужденного могут сам осужденный и его родственники;
б) передача осужденных производится лишь после вступления в силу обвинительного приговора;
в) вопрос о передаче согласуется между центральными правоохранительными органами (в РФ — Генеральной прокуратурой);
г) передача не производится, если:
по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;
в государстве гражданства осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания;
осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор;
не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.
При передаче осужденного в Российскую Федерацию Верховный Суд РФ выносит определение о порядке отбытия наказания и виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесенный срок лишения свободы с предусмотренным законодательством.
Признание в РФ приговоров иностранных судов. При наличии международного договора приговор иностранного суда в РФ рассматривается так, как если бы он был вынесен российским судом. Так, согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в РФ решений иностранных судов и арбитражей» решения (в том числе приговоры по уголовным делам) иностранных судов признаются в нашей стране, если это предусмотрено международными договорами. Положение о равнозначности иностранных судимостей и осуждения в РФ предусмотрено также ст. 11 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., другими международными соглашениями.
Иными словами, при установлении рецидива, а также повторности как квалифицирующего признака состава преступления или отягчающего обстоятельства должно приниматься во внимание осуждение лица судом иностранного государства, с которым у РФ имеется соответствующий международный договор.
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.