3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
Этапы становления международного права. Историческая концепция межд права.
Периодизация истории межд права:
предыстория межд права (с древних веков до конца средних);
классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);
переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);
современное межд право - право Устава ООН.
Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.
Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.
Средние века (VI-XVI вв.).
Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.
В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.
Классическое межд право.
Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.
Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.
Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.
Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.
Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.
Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.
На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.
Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.
ПРЕДЫСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Первые цивилизации возникли на Востоке (Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет). Позднее возникли целые империи - в Европе, Азии, на Среднем Востоке. Повсюду в ходе общения между древними государствами заключались договоры, предоставлялись иммунитеты послам, действовали определенные обычаи в военное время.
Наиболее известным договором древности является договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем Хеттского царства, соседнего с Египтом (XIII в. до н. э.). Текст договора был выгравирован на серебряных табличках, которыми стороны обменялись. Участники договора должны были оказывать друг другу содействие в войнах с внешними врагами, в подавлении восстаний.
По дошедшим до нас свидетельствам, еще в 3 тысячелетии до н. э. заключались договоры между городами-государствами Месопотамии, или Двуречья, которые утверждали неприкосновенность границы и предусматривали решение споров на основе арбитража.
Среди государств Древнего Китая запрещалось одностороннее изменение русла рек, имеющих хозяйственное значение для сопредельных государств.
Греческие города-государства общались друг с другом посредством послов, которые пользовались неприкосновенностью. При необходимости эти государства объединялись в симмахии - военно-политические образования, напоминающие международные организации, с общими органами, принимающими решения. Признавалось, что война не может быть начата без предварительного объявления. Действовало правило: при захвате города всех нашедших убежище в храме следовало пощадить. В некоторых договорах предусматривалась свобода плавания в открытом море, запрещался заход в порты прибрежного государства без предварительного разрешения.
Древний Рим (VIII в. до н. э.) - Римское государство - вело завоевательную политику, расширяя территорию. Оно заключало договоры о дружбе, оборонительных союзах, о приостановке военных действий, о гостеприимстве, по территориальным вопросам. Другие народы порабощались, а их земли становились частью империи. Использовался принцип "ничейной земли" (по аналогии с гражданско-правовым понятием "ничейной вещи"): чужие территории признавались "ничейными" и подлежали захвату.
В последующие века в общение народов и государств мира вовлекались все новые и новые участники: в V - VI вв. появилось государство франков; в VI - VII вв. - Арабский халифат (с центром в Багдаде); в VIII в. - город-республика Венеция; в VIII - IX вв. - Древняя Русь; в VIII - X вв. - Польша; в X - XI вв. - Германия, Англия; в XIII в. - Великое монгольское государство и т.д.
Внутреннее право Древних Египта, Индии, Китая закрепляло полное бесправие иностранцев. Зачастую запрещались любые отношения с иностранцами. На Западе, в Древней Греции, например, считалось, что греки - избранный народ, а все остальные народы - варвары и должны быть рабами греков. Для защиты иностранцев и признания их прав заключались торговые договоры. В Древней Греции из числа граждан назначались проксены. Они должны были покровительствовать иностранцам, защищать их интересы, служить посредниками в отношениях с властями страны пребывания иностранца. В Древнем Риме для покровительства иностранцам назначались специальные лица - преторы. Постепенно в имущественных спорах между римлянами и чужеземцами были выработаны нормы, получившие название "права народов" (ius gentium). Прогрессивные аналогии и принципы, заложенные в "право народов", постепенно проникли и в международные отношения - отношения между Римом и другими государствами.
Следует иметь в виду, что в те времена не было резкого разграничения между правом, моралью, судопроизводством и религией. Право вообще находилось под глубоким воздействием религии, а предыстория международного права - под влиянием христианства в его католической форме. Неслучайно центр римско-католической церкви "город Ватикан" в соответствии с международно-правовым обычаем пользуется статусом государствоподобного образования, субъекта международного права.
Что касается истории России, то интересно отметить, что в X в. древнерусское государство по итогам походов на Византию заключило с ней 4 договора: в 907, 911, 945 и 972 годах. Договоры предусматривали уплату дани "греками", содержание русских, попавших в Византию, касались уголовных и гражданских отношений между греками и русскими, находившимися в Византии, регулировали вопросы возврата имущества при кораблекрушениях, взаимного выкупа и возвращения рабов и пленников. Договор 972 года содержал клятву князя Святослава быть в вечном мире с греками. В XI и XII вв. славяне заключили несколько договоров "с немцами" - ганзейскими городами, Ригой, Немецким орденом, Швецией. В договорах определялось положение иностранцев на территориях русских государств и положение русских - на немецких территориях. Из этих примеров, кстати, видно, что русская цивилизация находилась в тесном общении с Востоком и Западом, оставаясь и формируясь далее как самостоятельное цивилизационное пространство .
Итак, для предыстории международного права характерен локальный и эпизодический характер правотворчества, существование норм преимущественно в форме обычаев, религиозных предписаний, отсутствие развитого международного правосознания. В международных отношениях господствовала грубая сила. Внутренняя жизнь стран была скрыта от иностранцев и, как правило, закрыта для них.
Тем не менее именно западная - европейская - цивилизация подготовила почву для становления классического международного права. Этому способствовала и практика отношений и разработка доктрины международного права [1,2].
ПРЕИОД КЛАССИЧЕСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Большое значение в этот период и в последующем сыграл труд голландского юриста Гуго Гроция (1583 - 1645) "О праве войны и мира" ("De Jure Belli ac Pacis"). В нем Гроций в качестве центральной идеи обосновал роль и место "естественного права" как самостоятельного источника норм "права народов", помимо обычаев и договоров. Значительное влияние имели его концепции справедливой и несправедливой войны, прав и свобод личности, квалифицированного нейтралитета, идеи мира и периодических международных конференций.
На доктринальном уровне разрабатывались идеи суверенитета и равноправия государств. Вопросы суверенитета были рассмотрены, в частности, в работах ученых XV - XVI вв. Макиавелли (1469 - 1527), Гоббса (1588 - 1679).
Для данного периода была характерна ожесточенная борьба внутри самого европейского цивилизационного пространства. Это была борьба на выживание, позднее - борьба за гегемонию и вытекающие отсюда преимущества. Вся международная жизнь этого периода воспринимается в основном как жизнь государственных образований внутри Европы и жизнь самой Европы в мире. Европоцентризм - вот главная особенность средних веков.
В этот период оформилось и постоянно давало о себе знать противостояние между Францией и Германией, а также между этими двумя странами, с одной стороны, и Великобританией - с другой. Россия в полной мере участвовала в большой европейской игре. Вся внешняя политика являла собой различные комбинации блокирования этих "центров силы" друг с другом.
Для периода классического международного права важными стали, в частности, следующие события и явления:
- 30-летняя война и Вестфальский мир 1648 года;
- завоевание колоний (заморских территорий) европейскими странами и индустриализация в западных государствах;
- появление США как независимого государства;
- завоевания Наполеона и Венский конгресс 1815 года;
- выход (точнее, вывод при помощи США) Японии из самоизоляции;
- Первая мировая война;
- Вторая мировая война.
В результате 30-летней войны XVII в. политическую раздробленность Германии закрепили юридически, что открыло путь для создания независимых национальных государств Европы (например, Швейцарии, Голландии).
В религиозной сфере Вестфальский мир уравнял в правах кальвинистов, католиков и лютеран и тем самым создал единую цивилизационную основу Европы.
Ослабив Германию, Франция предприняла меры и действия против Великобритании. Наполеон развернул против нее экономическую войну, издав Декрет о "блокаде Британских островов" (1806 год) и создав систему континентальной блокады. В блокаде участвовали многие государства Европы, в том числе Россия. Несоблюдение блокады рядом государств стало причиной нескольких войн и обострения отношений с Францией, в том числе одной из причин войны Франции с Россией (1812 год).
После разгрома наполеоновской армии в России, монархи России, Австрии и Пруссии создали Священный Союз (1815 год). Теперь уже Франция была ослаблена, и началось усиление Германии. Франция была помещена под международную опеку, которая, впрочем, достаточно быстро закончилась благодаря мастерству французских дипломатов. Вокруг Франции были созданы государства-барьеры: Нидерландское королевство, рейнские провинции Пруссии. Венский конгресс 1815 года и созданный Священный Союз закрепили на долгие годы новое соотношение сил в Европе и мире.
Экономически Европа быстрыми шагами двигалась к буржуазным революциям, к индустриализации, к расширению мирохозяйственных связей, главным образом путем колонизации других территорий и народов. Великие географические открытия привели к образованию мирового товарного рынка, подтолкнули колонизацию Северной и Южной Америки, Африки, Азии. С момента открытия Америки Колумбом европейские страны (Испания, Португалия, Англия, Франция) приступили к ее колонизации, в ходе которой были практически уничтожены многие исконные народы Латинской Америки и их древние государства. Громадные ценности вывозились в метрополии. Только Испания за 300 лет господства вывезла в Европу 2500 тонн золота и около 100 тысяч тонн серебра, что было эквивалентно по тем временам несметному капиталу в размере 6 млрд. долл.
Великобритания, Франция превратились в крупнейшие метрополии. Европейская экономика "подпитывалась инвестициями" из доминионов, которые шли на развитие западной промышленности и торговли. Взаимодействие цивилизаций - европейской и заморских - приняло форму эксплуатации, ограбления, неэквивалентного обмена, односторонней выгоды Европы.
После провозглашения независимости (1776 год) Соединенные Штаты также заявили свои претензии на колониальные пространства, прежде всего те, которые лежали рядом: большинство народов и государств, высвободившихся из-под колониальной зависимости от Европы (1810 - 1825 гг.), незамедлительно стали объектом военно-политической и экономической экспансии со стороны "соседа" - Соединенных Штатов Америки. США стали достойным представителем западной цивилизации в "своем полушарии". Так, в 1846 году США совершили агрессию против Мексики и силой присоединили себе часть ее территории; на этой территории возникли штаты Техас, Калифорния, Аризона. Американские компании, вытеснив европейские, захватили добычу ценных металлов и нефти.
Понятно, что всюду метрополии насаждали свою культуру, в том числе свое правосознание, поэтому правовые системы государств - бывших колоний входят, как правило, в те же правовые семьи, что и государства - бывшие метрополии.
Соединенные Штаты довольно быстро заявили о своих собственных интересах. Сформировался "англосаксонский блок заклятых друзей" - Великобритании и США. В 1823 году Президент США Дж. Монро в послании Конгрессу сформулировал в качестве основополагающего принципа политики США идею разделения мира на американскую и европейскую системы. Доктрина Монро предусматривала, что территории на американском континенте не должны рассматриваться "в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой", европейские страны не должны "распространять свою систему" в Северной и Южной Америке. Тем самым США определили "свою зону интересов".
Доктрина Монро подготовила почву для последующей экспансии США в Америке и в последующем получила естественное развитие. В 1895 году государственный секретарь США Р. Олни в ноте правительству Великобритании по случаю венесуэльского конфликта сформулировал линию своей страны на вытеснение Великобритании и других европейских государств с Американского континента и установление там гегемонии США. Доктрина Олни была прямо направлена как против европейских, так и против латиноамериканских стран (что затем показала американская оккупация Кубы по Парижскому мирному договору 1898 г. с Испанией). Начался период, получивший название политики "большой дубинки". Логическим завершением этой линии стала доктрина панамериканизма. Ее основы были сформулированы А. Гамильтоном и в 20-е годы XIX века развиты государственным секретарем США Г. Клеем в качестве противовеса концепции "латиноамериканского единства" (которую выдвинул С. Боливар).
В ноябре 1852 года правительство США отправило военно-морскую экспедицию в Японию в целях принуждения Японии, проводившей политику изоляционизма, к установлению дипломатических и торговых отношений с США. Япония обязалась отказаться от политики изоляции страны, установить отношения с европейскими государствами, предоставить им режим наиболее благоприятствуемых наций, открыть японские города для иностранцев и иностранных судов. США получили дополнительные права: американцы могли постоянно проживать в открытых портах, обладали экстерриториальностью, был установлен выгодный курс обмена долларов на японскую валюту и т.п.
Тем самым в большую политику вовлекался "новый игрок", заведомо зависимый от США. На Дальнем Востоке, рядом с Россией, учреждался форпост западной цивилизации.
Интересное наблюдение: если европейцы сначала использовали прямую силу (завоевание колоний), а затем шло экономическое освоение доминионов, то США сначала, как правило, пытались обеспечить экономическое проникновение, а затем подкрепляли его силой или демонстрацией силы.
А между тем в Европе во второй половине XIX века Германия стремилась обеспечить свое доминирование и изолировать Францию. Сложился Тройственный союз Австро-Венгрии, Германии и Италии (1879 - 1882 гг.). С помощью Тройственного союза шло проникновение Германии на Балканы и в Турцию. Тройственный союз был шагом на пути подготовки и развязывания Первой мировой войны. В ответ на создание Тройственного союза Франция, Россия и Великобритания сформировали свой блок - "Сердечное согласие" (Entente cordiale), или Антанту.
Оба блока были нацелены на передел уже поделенного мира, перераспределение колоний, сфер влияния. Главная роль в развязывании войны принадлежала Германии. С обеих сторон в состоянии войны находились десятки государств. В конечном итоге войну Германия и ее блок проиграли. Плодами победы в Первой мировой войне воспользовались Франция, Великобритания, Италия и прежде всего США. Больше всех потеряла Россия. В ходе этой войны, в 1917 г., в России произошла смена власти: монархию на короткий период заменило буржуазное государство (республика), которое, в свою очередь, не устояло перед радикальными силами. К власти пришла Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) - РСДРП(б) - во главе с В.И. Лениным. В стране воцарилась "диктатура пролетариата", которая руководствовалась идеологией коммунизма (марксизма-ленинизма).
Имеются сведения, что деятельность В.И. Ленина по разрушению государства была профинансирована германским правительством в целях ослабления России и выхода ее из войны. Внутри страны началась Гражданская война. При этом речь изначально шла о "мировой революции". Россия должна была, по замыслу большевистского руководства, сыграть роль "первой спички", от которой должно было возгораться пламя "мирового пожара". Предполагалось, что революция "перекинется" в Германию и другие европейские страны, где власть также возьмут в руки "трудящиеся массы". В действительности Россия свернула с пути общего цивилизованного развития в утопию, вступила в период советского строя, в котором собственность и средства производства были монополизированы государством, власть была узурпирована одной партией и в конечном итоге выродилась в тоталитаризм. Россия понесла неисчислимые жертвы и потери - людские и территориальные.
Свой вклад в развитие международного права Советская Россия внесла, приняв, в частности, Декрет "О мире" 1917 г. В нем предлагалось всем воюющим народам и правительствам начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Отменялись все неравноправные международные договоры России (в основном со странами Востока). Выдвигалось требование ликвидации колоний. Грабительские войны объявлялись преступлением против человечества.
В августе 1918 года Советское правительство издало декрет за подписью В.И. Ленина о прекращении несправедливых международных договоров о разделе Польши, и это означало признание за Польшей права на самостоятельное государственное существование.
В 1919 - 1920 гг. проходила Парижская мирная конференция, созванная державами - победительницами в Первой мировой войне для выработки мирных договоров. На Конференции с новой силой проявились противоречия внутри блока государств западного цивилизационного типа: Франция всячески стремилась ослабить Германию, а "англосаксонский блок" Великобритании и США - сохранить дееспособную Германию для противовеса Франции. На пленуме названной Конференции в апреле 1919 года был принят Статут (Устав) Лиги Наций, а в июне 1919 года состоялось подписание Версальского мирного договора с Германией (вступил в силу в январе 1920 года). Статут Лиги Наций содержался в тексте Версальского договора.
Сложившийся миропорядок получил название Версальской системы. Эта система была создана без России и без учета ее интересов. Более того, уже на Парижской конференции и в последующих действиях западных государств просматривалось желание использовать Германию в качестве орудия, направленного на Россию. На протяжении всей своей работы Парижская конференция выполняла роль штаба вооруженной интервенции против России.
Именно в этот период в мире родилось идеологическое противостояние как межгосударственное явление. Западная цивилизация со своими ценностями противостояла новой системе ценностей - советскому строю. Противостояние идеологий и систем ценностей стало определять поведение государств, групп государств и, соответственно, структуру и содержание международного права.
В Германии, Италии, Японии и некоторых других странах расцветали практика и идеология фашизма (национал-социализма), устанавливались государственные режимы тоталитарного типа. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и соответствующие ему методы управления: опора на массовую партию, непререкаемый авторитет "вождя", подавление "инакомыслия", шовинизм, расизм и враждебность к иным нациям, милитаризация жизни и общественного сознания, имперские планы, связанные с насильственным захватом территорий.
Согласно Статуту Лига Наций ставила целью "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности". Понятно, что эти слова прикрывали государственные интересы ведущих на тот момент государств мира. Лига Наций была призвана стать институциональной основой Версальской системы. Эта система по определению не могла быть долговечной и справедливой.
Лига Наций оказалось беспомощной; она не приняла ни одного эффективного решения и в случае итальянской агрессии против Эфиопии в 1935 - 1936 гг., и при нарушении Германией Версальского договора, и в случае германо-итальянской интервенции в Испании 1936 года. Во всех этих действиях уже просматривалась угроза новой войны. СССР стремился противодействовать этому, однако ведущие страны Лиги Наций вели политику "умиротворения" агрессоров. Европейские страны постепенно открывали путь для германской агрессии на Восток. Они Локарнскими договорами 1922 года гарантировали западные границы Германии, но не гарантировали восточные. "Большой вклад" в антисоветской истерии и подталкивании Европы и человечества ко Второй мировой войне внесла Великобритания.
В сентябре 1938 г. премьер-министры Великобритании и Франции подписали с фашистскими диктаторами Германии и Италии (Гитлером и Муссолини) Мюнхенское соглашение о расчленении Чехословакии. Другими словами, агрессора любыми путями старались переориентировать на Восток. Мюнхенское соглашение - пример позорного предательства западными государствами своего союзника - Чехословакии, пример пренебрежения международной моралью ради корыстных государственных интересов, пример типичного европейского политического лицемерия, когда задачи решаются за счет других: в данном случае угроза отводилась от Франции и Великобритании за счет малых государств и народов. Мюнхенское соглашение было противоправным с самого начала.
В сентябре 1939 г. Германия напала на Польшу - так началась Вторая мировая война. Только благодаря СССР, ценой невиданных жертв гитлеровская Германия была разгромлена.
Начиная с 1941 года постепенно сложилась антигитлеровская коалиция в составе России, Великобритании, США. Однако англо-саксонский блок последовательно придерживался тактики и стратегии истощения всех потенциальных конкурентов. Наиболее откровенно это проявилось в вопросе об открытии второго фронта в Северной Франции. Союзники преднамеренно затягивали открытие второго фронта, рассчитывая на взаимное ослабление Германии и СССР. У. Черчилль настойчиво убеждал Рузвельта заменить открытие второго фронта в 1942 году высадкой союзнических войск в Северной Африке. Высадка англо-американских войск во Франции состоялась только в июне 1944 года, когда исход войны был предрешен и стало ясно, что Советская Армия оккупирует всю Германию. Высадка "англосаксонского блока" предназначалась, скорее, для того, чтобы не допустить этого.
В мае 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, а в сентябре 1945 г. - Акт о капитуляции Японии. Германия была разделена союзниками на зоны оккупации для четырехстороннего управления ею. В мире произошло новое перераспределение сил, и западные страны стремились обеспечить себе в нем преимущества, подчинить своему контролю ослабленные войной государства. США взяли курс на противопоставление Европы Советскому Союзу. А для этого Европу следовало поднять на ноги и объединить экономически и идеологически.
В сентябре 1945 г. США без какой-либо военной необходимости применили ядерное оружие, сбросив атомные бомбы на два японских города - Хиросиму и Нагасаки. Это была акция устрашения, демонстрация мощи, предназначавшаяся прежде всего нашей стране. Опора на ядерное оружие - вот линия, которую вели Соединенные Штаты для обеспечения своей политики.
После войны активизировалось экономическое проникновение США в Европу, начало которому положил План Маршалла: Европа накачивалась долларовыми кредитами, на которые европейские страны должны были покупать американские товары. Так складывалась международная торговля, укреплявшая сотрудничество при приоритете США. Таким образом Соединенные Штаты проводили линию на долларовую экспансию в мире. На Бреттон-Вудской конференции 1944 г. было принято решение о создании Международного валютного фонда с целью обеспечения стабильности международной валютной системы и международной торговли. США добились, что американский доллар станет мировым стандартом при установлении и поддержании валютных курсов. Тем самым в руках США (через доллар) сосредоточивалась вся "кровеносная система" мировой экономики. Манипулируя валютными курсами, США ставили под контроль всю валютно-финансовую систему мира, извлекая из этого одностороннюю выгоду. Фактически США оплачивали импорт реальных товаров из Европы и других стран национальной валютой, т.е. "бумажками", которые они сами же и печатали. Постепенно вся мировая торговля была переведена на доллары США. Это было полное господство в мировой финансовой системе.
Начинался период, который получил название "холодной войны", - период противостояния Запада и СССР по всем основным вопросам современности. Следует сказать, что и Советский Союз зачастую действовал как лидер "мирового пролетариата", вразрез с действительно национальными интересами, попирая некоторые международно-правовые нормы, в духе гегемонизма. Например, насильственно присоединил до войны независимые прибалтийские республики Литву, Латвию, Эстонию, прикрыв оккупацию "добровольным согласием" народов. В подобных действиях СССР был очень похож на западные государства.
В октябре 1945 г. в соответствии с ранее принятыми решениями была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Целью ООН было декларировано поддержание и упрочение международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. Впрочем, на деле ООН также стала ареной этого противостояния [1,2].
Итак, в середине ХХ века начался новый период в развитии международного сотрудничества и международного права. Классический период международного права ушел в прошлое. За классический период несколько раз менялось соотношение сил между основными центрами силы. В роли центров силы выступали отдельные европейские государства, которые вынуждены были в целях защиты государственных интересов объединяться в неустойчивые альянсы и блоки.
Государства Европы еще в доиндустриальную эпоху создали колониальную систему, нещадно эксплуатируя страны и народы других континентов. Был легализован правопорядок "метрополия-доминион (колония)". Одностороннего решения метрополии было достаточно для изменения границ доминиона, отторжения территории, насаждения внутреннего политического и правового режима, угодного "великой державе". Европейские страны несли свою культуру в доминионы, прежде всего свой язык, свою религию, свое право, свои ценности. Ни о каких правах человека в колониях речь не шла. Государства западного цивилизационного типа должны нести историческую ответственность за уничтожение многих народов мира. С экономической точки зрения отношения между государством-метрополией и колонией характеризовались неэквивалентным обменом. Из колоний вывозились ресурсы, материальные ценности, дешевая рабочая сила. В колонии направлялись инвестиции для разработки полезных ископаемых, в результате чего во многих таких странах была создана однобокая структура экономики, изначально ориентированная на привязку к экономике метрополии.
В средние века международное правосознание представляло собой в основном правосознание суверенов, глав государств; массы практически не влияли на внешнюю политику и международное право. Значение имели отдельные международно-правовые доктрины. Буржуазные революции в Европе включили в процесс народные массы, привнесли идеи всеобщего мира и справедливости, отказа от захватнических войн, выборной власти, конституции, равноправия государств. В этих условиях формировалось международно-правовое сознание, складывались доктрина и практика международного права.
Применение силы в отношениях между великими державами по поводу колоний, передела сфер влияний было разрешено и часто практиковалось. Право на войну было бесспорным и делало международное право в целом явлением диспозитивным: государства путем соглашений могли отступать от любых норм.
В то же время начался цивилизационный "разворот" в сторону сотрудничества, хотя бы по отдельным назревшим вопросам, которые требовали общего регулирования и порядка. В международно-правовое регулирование внедрялся метод многостороннего решения вопросов и проблем. Стали создаваться международные организации в качестве институциональной основы многостороннего сотрудничества (в том числе Лига Наций - для решения проблемы применения силы и обеспечения международной безопасности).
В индустриальную эпоху европоцентризм изжил себя. В круг участников международного общения вошли США и Япония. США постепенно становятся лидером западного мира. Для своей экспансии они используют преимущественно экономические и финансовые инструменты, подкрепляя их военной силой и демонстрацией силы. США стали первым государством в мире, применившим ядерное оружие против мирного населения. К сожалению, юридические категории "преступления против человечества" родились позднее, и США не понесли ответственности за него.
В противостоянии государств и их блоков с течением времени возрастает роль идеологии. Одна из таких идеологий - фашизм (нацизм) - была повержена и осуждена. В то же время появились две новые глобалистские и экспансионистские идеологии, опасные для мира: коммунизм и гегемонизм. Идеология коммунизма (марксизма-ленинизма), которую исповедовал Советский Союз, была нацелена на смену власти в государствах мира, на классовую вражду, несла дестабилизацию внутренних правопорядков. Идеология государственного гегемонизма, главным носителем которой стали США, направлена на политический, экономический, военный контроль над другими государствами, народами и районами мира, на подчинение их себе, своей политике. США превратились в мирового жандарма, обеспечили себе доминирующие позиции в мире, присвоили право включать в сферу своих "жизненных интересов" территории других суверенных государств.
Международное право в индустриальную эпоху приобрело определенную системность. Сформировались основные (старейшие) отрасли международного права, появились международно-правовые институты и принципы, заложившие основу для становления новых отраслей (международного экономического права, международного уголовного права и др.). Началась универсализация международного права: обязательства по международному праву стали распространяться на все расширяющийся круг государств (международное право вышло за пределы Европы).
В доиндустриальную эпоху система международных отношений закреплялась в основном конклюдентными действиями государств и международными обычаями. Договоры заключались, когда требовалась точность в интерпретации событий и в поведении государств, причем договоры часто нарушались. Слабым оставался терминологический и теоретический аппарат международного права, часто использовались аналогии цивилистики (например, применительно к свободе договоров, к "ничейным землям").
Однако в индустриальную эпоху роль и число международных договоров, а также их воздействие на внутреннее право государств возросли. Получила развитие борьба вокруг многих принципов и институтов международного права: принцип сотрудничества, принцип разрешения споров мирными средствами, принцип наибольшего благоприятствования, режим ответственности государств за развязывание войны, режим репараций, режим возвращения государственных долгов, режим возмещения ущерба, причиненного иностранным собственникам, режим международных рек, правила и обычаи войны и др. Была запрещена торговля неграми. Возникают основы дипломатического и консульского права, закрепляется принцип свободы открытого моря (практически было запрещено рассматривать моря и океаны как "ничейные земли" и, следовательно, присваивать, захватывать).
В тот период не были созданы устойчивые, справедливые и понятные механизмы ответственности государств за нарушение обязательств, поскольку главными нарушителями являлись сами великие державы. Стала заметна избирательность в использовании международного права. США, например, принимают или активно создают новые нормы, которые отвечают их интересам, и, наоборот, нарушают или не берут на себя обязательства, которые их интересам противоречат. Так, интервенция США в Россию имела место в условиях, когда Соединенные Штаты юридически не находились в состоянии войны с Россией. Пребывание американских войск на российской земле было нарушением и конституции США, и международного права.
Таким образом, в данный период нормы международного права (и пробелы в нем) обслуживали государственные интересы великих держав - государств западного цивилизационного типа. Международное право складывалось и сложилось как право, далекое от морали и принципов справедливости .
ЭТАП СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Во второй половине ХХ века, на основе Устава ООН, сложилось и функционировало современное международное право. На его развитие повлиял ряд событий (явлений) определяющего значения:
- возникновение под эгидой СССР системы социалистических государств (в нее в той или иной степени в разное время входили Польша, Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия);
- распад колониальной системы, процесс деколонизации и появление на политической карте мира десятков новых - независимых - государств (развивающихся стран);
- распад СССР и социалистической системы, вступление этих государств в этап переходной экономики, т.е. перехода от государственной (административной, монополизированной) к рыночной (регулируемой) экономике, основанной на частной собственности;
- переход развитых государств западного цивилизационного типа к постиндустриальному типу государства и общества;
- появление глобальных проблем, которые в равной степени угрожают странам и народам.
Институциональной основой современного периода международного стала Организация Объединенных Наций. Согласно сложившемуся правопорядку государствам юридически запрещается вести агрессивную войну. Применение силы разрешено только в двух случаях: для отражения агрессии и в случае разрешения со стороны Совета Безопасности ООН. Кроме того, государства мира были юридически повернуты в сторону сотрудничества. Это означает, что сотрудничество отныне - обязанность (а не просто право) государств. Такой "разворот" международно-правовой системы укрепил правопорядок и потребовал новых средств и методов международно-правового регулирования.
В международном праве этого периода четче обозначились права и обязанности государств, появились императивные нормы (нормы jus cogens). Такие нормы создаются международным сообществом в целом; государства не вправе отступать от них даже по договорам (такие договоры считаются ничтожными). Примером императивной нормы может служить запрет колониализма. Другими словами, в международном праве появилось некое скрепляющее ядро, основа системы.
Международное право окончательно превратилось в явление универсальное. Одновременно развился региональный и локальный уровни международного права. Международное право стало преимущественно писаным правом; международные обычаи, которые прошли проверку временем, получили и получают закрепление в международных договорах. С двустороннего и регионального уровня регулирования на многостороннее и универсальное международно-правовое регулирование переведены важнейшие вопросы жизни человечества и сотрудничества государств и народов.
Появились сотни новых международных организаций. Активизировались процессы региональной и межрегиональной экономической интеграции. Изменились и продолжают меняться внутренние и внешние функции государств. Чрезвычайно усилилось влияние народов, гражданских обществ на формирование принципов внешней политики государств и норм международного права. У человечества и государств появились новые проблемы и вызовы, которые с объективной неизбежностью понуждают к совместным действиям.
Международное право приобрело сложную систему. Взаимное влияние международного права и внутреннего права приобрело новое качество; зачастую их невозможно разграничить. Это новое качественное единство самостоятельных (автономных) систем можно назвать глобальным правом.
Появились или развились нормативные блоки, воздействие которых на процесс регулирования международных отношений (отношений международного характера) заметно возросло: наднациональное право, транснациональное право. Возросли роль и связь с международным правом таких нормативных блоков, как мягкое право, международная мораль.
Во второй половине ХХ века современное международное право отражало мировой баланс сил, сложившийся после Второй мировой войны и основанный на противостоянии двух общественно-политических систем - "социалистической" и "капиталистической". Произошел идеологический раскол миропорядка на два противостоящих друг другу лагеря - центра силы (Запад и Советский Союз). Сложилась "биполярность" мироустройства. У каждого лагеря, помимо общих моральных ценностей, были и существенные различия в системе интересов, в представлении о справедливости и т.п. Обе группы государств оказывали стратегическое влияние друг на друга: Запад влиял в сторону демократизации в СССР; Советский Союз - в сторону социализации капитализма, западных государств.
После распада СССР началась мировая перегруппировка сил. Под старой международно-правовой надстройкой де факто сложилось новое мироустройство - "однополярный мир" во главе с США. Государства западного цивилизационного типа и международные организации, которые поставлены под контроль таких государств, стали практиковать "двойные стандарты" при решении многих проблем и вопросов. При этом США активизировали односторонние действия, принятие решений международного значения без учета интересов других государств и групп государств, т.е. приступили к корректировке международного права в своих интересах. Обращает на себя внимание линия на экстратерриториальное применение внутреннего права (законов, судебных прецедентов) США. Опасение вызывают методы, которыми США осуществляют идеологию гегемонизма. Внутри страны США все более заметно превращаются в "государство национальной безопасности", вовне - в "новую империю зла", которая цепляется за имеющиеся односторонние преимущества. Моральная свобода, с которой США готовы применить ядерное оружие, подтверждает эти опасения.
Политике однополярного мира противостоит другая тенденция - тенденция на "многополярный мир" (с несколькими центрами силы"). Противостояние двух тенденций (с одной стороны, на "однополярный мир", на сохранение статус-кво при господстве США; с другой - на "многополярный мир", на учет интересов всех основных групп государств) - особенность сегодняшней стадии развития современного международного права.
Мир переходит в стадию межцивилизационных противоречий и к поискам баланса интересов на межцивилизационном уровне. В решении реальных международных проблем и в науке международного права назрел цивилизационный подход. На новой стадии развития международного права будут утверждаться нормы, которые отвечают интересам основных цивилизационных центров. Следовало бы, как представляется, рассматривать период современного международного права как период, состоящий из трех стадий:
- стадии биполярного мира;
- стадии однополярного мира;
- стадии межцивилизационных противоречий в постиндустриальную эпоху .
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.