Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
В современном международном праве сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере являются:
меры по нераспространению ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
ограничение отдельных видов оружия (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.);
запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.);
ограничение территорий размещения некоторых видов оружия (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и т.д.);
ограничение и сокращение вооруженных сил (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.);
демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий (Антарктика — по Договору 1959 г.);
меры общего характера по обеспечению безопасности (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).
Рассмотрим некоторые из них.
Нераспространение ядерного оружия
Ядерное оружие запрещено также в Латинской Америке. По Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (известен также как Договор Тлателолко) государства обязуются использовать исключительно в мирных целях ядерные материалы и средства, находящиеся под их юрисдикцией, и предотвращать на своей территории испытание, использование, изготовление, производство, приобретение, установку или размещение ядерного оружия. Для обеспечения выполнения обязательств по Договору был создан специальный орган — Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке.
По Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (более 150 участников; Франция и Китай не присоединились к Договору, но соблюдают его положения) государства, обладающим ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними.
Государства, не обладающие ядерным оружием, обязались не принимать ядерного оружия или других взрывных устройств, а также контроля над ними, не принимать помощи в производстве такого оружия или устройств. Указанные государства обязались принять гарантии МАГАТЭ с целью проверки выполнения обязательств по данному Договору с тем, чтобы не допустить переключения ядерной энергии с применения на ядерное оружие или ядерные взрывные устройства.
Государства приняли обязательство не предоставлять (если на это не распространяются гарантии МАГАТЭ) исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала, приготовленного для производства расщепляющегося материала. Особо в Договоре оговариваются методы контроля за нераспространением ядерного оружия.
В 1995 г. Договор о нераспространении ядерного оружия решено было продлить на неопределенный срок.
На основании Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом территориальных вод ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.
В целях обеспечения проверки соблюдения Договора государства имеют право проверки деятельности государств за пределами территориальных вод при условии, что это наблюдение не будет мешать такой деятельности.
Ядерное оружие запрещено и в южной части Тихого океана. По Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раратонга) стороны обязуются не допускать испытания, использования, изготовления, производства, приобретения, установки или размещения ядерного оружия на этой территории, захоронения радиоактивных отходов. Система контроля по Договору включает в себя доклады государств и обмен информацией, консультации, применение гарантий МАГАТЭ. Согласно Протоколу 2 к Договору ядерные страны обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против государств — участников Договора*.
Запрещение ядерных испытаний
Нынешняя международная ситуация предоставляет возможность для принятия дальнейших эффективных мер по ядерному разоружению и против распространения ядерного оружия во всех его аспектах. Прекращение всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов посредством ограничения разработки и качественного совершенствования ядерного оружия и прекращения разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия представляет собой эффективную меру ядерного разоружения и нераспространения. В этих целях заключено несколько международных договоров.
По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.
В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.
В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем*.
Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находящемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.
Государства сотрудничают с другими государствами и предоставляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы содействовать осуществлению обязательств.
Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), подробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
Ограничение стратегических наступательных вооружении
Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными главным образом между СССР (РФ) и США.
Так, в соответствии с Договором об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору ограничил количество районов размещения систем ПРО одним.
Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией (США ратифицировали Договор в январе 1997 г.).
В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.
По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению.
К Договору прилагаются Протокол об инспекциях, Протокол о переоборудовании и ликвидации, Протокол об уведомлениях и др.
Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (в силу пока не вступил) устанавливает дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г., и, более жесткие меры контроля.
Запрещение разработки, производства, применения химического и бактериологического оружия и их уничтожение
В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:
биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей;
оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтов.
Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.
Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.
Таким образом, Конвенция дополняет Женевский протокол 1925 г.
Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. государства обязуются ни при каких обстоятельствах:
не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
не применять химическое оружие;
не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.
Под химическим оружием понимаются:
токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.
Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.
Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.
Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.