62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
СМ тетрадь +
Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
3.Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории — «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.
С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.
4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция и т. д.
в) формирование норм в форме долженствующе-предписывающего и констатирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека. Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.
Правореализационная техника представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) актов реализации права.
Разновидности правореализационной техники соответствуют видам правореализационных актов:
техника составления обращений в суды (заявления, исковые заявления, жалобы, кассационные жалобы, надзорные жалобы, апелляционные жалобы, ходатайства и др.);
техника составления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (заявления, жалобы, предложения);
техника составления договоров и односторонних сделок;
техника составления доверенностей.
Следует отметить, что требования, предъявляемые к содержанию и форме различных правореализационных документов, весьма разнообразны. Например, для обращения в суд установлены строгие правила, а для обращения в прокуратуру четкой формы не предусмотрено. Заявление или жалоба в последнем случае составляются в произвольной форме с описанием существа нарушенного права и сведений об обратившемся (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства).
Правоприменительная техника включает в себя:
а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта.
Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);
б) способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.). В отношении иностранных документов существуют такие способы легализации, как: консульская легализация (удостоверение консулом соответствующего государства), путем проставления апостиля (специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, или подлинность печати, скрепляющей документ) или на условиях, предусмотренных международным договором между конкретными государствами;
в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;
г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.
Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.
Это дает основание выделить три самостоятельных приема уяснения правовой нормы. 1. Текстовое толкование. Оно начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему придается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании. Следующая, не менее ответственная задача, стоящая перед интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.). Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к какому виду норм права она относится, и т.д.). Специальные юридические знания и навыки, высокий уровень правосознания - необходимые условия эффективности такой работы. Законодательный текст - это не обычное литературное произведение. В нем употребляется целый ряд специальных терминов. В законодательстве много так называемых обыденных, общеупотребительных терминов, которые заимствуются из бытового языка и используются в своем общераспространенном значении. Часто применяются также общеупотребительные термины, имеющие в нормативном акте особый смысл (например, доказательство, подозреваемый, жалоба). Они более точно обозначают необходимое понятие. Как правило, такие термины во избежание чрезмерно широкого и, следовательно, неточного толкования определяются в нормативном акте (например ст. 23 УПК, где специально формулируются определения многих употребляемых в кодексе терминов). Специальные юридические термины (например, истец, неустойка, дознание) вырабатываются правоведением и создаются законодателем. Знание судебной и арбитражной практики - необходимая основа правильного их понимания. Широко используются в нормативных актах и так называемые технические термины, заимствованные из разных отраслей науки, искусства, техники (например, воздушные ворота, тальвег реки и др.). 2. Систематическое толкование. Любая норма представляет coбой составную часть системы права и взаимодействует со множеством других правовых норм. Поэтому после анализа ее содержания необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи и опосредования. Уяснить суть конкретной нормы можно, лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании ст. 143. Установление систематических связей между нормами помогает правильно понять сферу их действия, круг лиц, которых они касаются, смысл того или иного термина и т.д. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые, хотя формально не отменены, на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости применения аналогии закона этот прием толкования помогает найти наиболее близкую по содержанию норму, применимую к конкретному случаю, подлежащему разрешению. При толковании необходимо использовать связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Сопоставление статей особенной части кодексов с нормами общей части поможет уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия. 3. Историко-политическое толкование. Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политического толкования. Важно использовать документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Иногда под историческим толкованием понимается уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомления с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Необходимость изучения таких актов и материалов очевидна. Однако подобный анализ нельзя превращать в самоцель. Он должен быть подчинен изучению экономических и политических условий, определивших издание нормы, ее цели и социальное значение.
- Мгюа вопросы по теории государства и права
- 1. Понятие теории государства и права. Функции теории государства и права.
- 4. Методология теории государства и права. Общенаучные методы исследования государства и права.
- 5. Методология теории государства и права. Частнонаучные методы исследования государства и права.
- 6. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества. Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества.
- 1) Общественная власть
- 2) Социальные нормы первобытного общества
- 3) Признаки государства, обличающие его от общественной власти первобытного общества
- 4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
- 7. Закономерности и исторические особенности возникновения государства. Теории происхождения государства.
- Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:
- 8. Закономерности возникновения права. Теории происхождения права.
- Либертарная теория права
- 9. Понятие и основные признаки государства.
- 10. Сущности и социальное назначение государства: основные подходы.
- 11. Государственная власть: понятие, признаки, отличия от других разновидностей социальной и политической власти. Легальности и легитимность государственной власти.
- 12. Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания.
- 13. Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.
- 15. Исторические типы государства – исторические типы политического властвования.
- 16. Функции государства: понятие, классификация, содержание. Формы реализации функций государства. Тенденции развития функций государства в условиях глобализации.
- Организационные формы
- Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления
- 22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Соотношение формы государственного устройства и типа государства.
- 23. Федеративное государство: понятие, общая характеристика, разновидности. Особенности российского федерализма.
- Отличительные признаки федеративного государства
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- 24. Формы политического режима. Политические режимы в различных типах государства.
- 25. Понятие механизма государства, его структура и историческая эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства.
- 26. Основные положения теории разделения властей (историческая эволюция, нормативное закрепление).
- 27. Принципы организации и деятельности механизма государства.
- Принципы работы
- 28. Органы государства: понятие, признаки, виды, принципы формирования. Понятие – см тетрадь (лекция № 8 – п. 2) Признаки государственного органа:
- 29. Законодательная власть: понятие, структура, особенности формирования.
- 1. Понятие
- 2. Функции
- 5. Структура
- 30. Исполнительная власть: понятие, система, особенности формирования в разных формах правления.
- 1. Понятие
- 2. Структура исполнительной власти (система) – на примере России – взять из вопроса 25 мгюа (профильные отрасли).
- 3. Полномочия правительства
- 4. Особенности формирования в разных формах правления
- 31. Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей.
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- 32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
- 33. Место государства в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
- 34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
- Статья 32
- Статья 33
- 35. Нормативное определение права. Признаки права.
- 36. Подходы к пониманию права: нормативный, естественно-правовой, социологический.
- 37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.
- 4. Принципы права: понятие, виды
- 5. Функции права: понятие, виды
- Социально-политический аспект
- 38. Исторические типы права.
- Различные взгляды на типологию права
- Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
- Рабовладельческое право
- Феодальное право
- Буржуазное право
- Социалистическое право
- 39. Социальные нормы общества: понятие и признаки. Виды социальных норм общества.
- 40. Соотношение норм права с иными социальными нормами: единство, различия, взаимодействие.
- 41. Государство, право и экономика.
- 42. Право и политика. Право и культура.
- 43. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Классификация источников права.
- 44. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.
- 45. Закон: понятие и виды.
- 3. По субъектам правотворчества:
- 46. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
- Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
- Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 47. Нормативный правовой акт – основной источник права в Российской Федерации. Другие источники права.
- 48. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как источники права.
- 49. Норма права: понятие, признаки, виды.
- 1) В зависимости от содержания:
- 6) В зависимости от функций:
- 7) В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- 8) В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- 12) В зависимости от субъектов правотворчества:
- 50. Норма права: понятие, признаки, структура. Изложение структурных элементов правовых норм в нормативных правовых актах.
- 51. Правотворчество: понятие и значение среди других видов юридической деятельности. Правотворчество и концепции правопонимания.
- Функции правотворчества:
- Сущность правотворчества:
- 52. Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий. Правообразование и правотворчество
- Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс
- § 1. Определение и сущность нормотворчества
- § 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством
- 53. Понятие и принципы правотворчества.
- Сущность правотворчества:
- Принципы правотворчества
- 54. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.
- 55. Правотворческий процесс: понятие и стадии.
- 56. Виды законов и стадии законодательного процесса.
- 57. Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
- Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Придание закону обратной силы возможно:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 58. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
- Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 59. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Правовые иммунитеты. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
- Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
- Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
- Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
- Прямая отмена нормативно-правового акта.
- Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу.
- Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
- 60. Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество.
- 61. Понятие и основные требования юридической техники.
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- 62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
- 63. Юридические документы: понятие, реквизиты, классификация, правила подготовки.
- 64. Понятие системы права. Основания построения системы права. Основные методы правового регулирования общественных отношений.
- Т. В. Кашанина, а. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. — м.: Издательство норма (Издательская группа норма— инфра • м). — 800 с.. 2001
- Классификация отраслей права
- 66. Понятие, признаки, виды правовых отношений.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 67. Структура правоотношения. Субъективные права и субъективные обязанности участников правоотношений. Содержание правоотношения.
- Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений
- Структура субъективного права
- Структура юридической обязанности
- 68. Субъекты правоотношения, их виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правовой статус субъекта права.
- Понятие субъектов права
- Виды субъектов права
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- Признаки юридического лица (ст. 48 гк рф):
- Виды юридических фактов
- 2.2 Сложные юридические факты, юридические составы
- 12. Установление и доказывание юридических фактов
- Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.
- 70. Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Особенности применения как формы его реализации.
- 71. Применение права. Стадии процесса применения права.
- 72. Виды и принципы применения права. Виды применения права
- 73. Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов.
- 74. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
- 75. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.
- 76. Толкование норм права: понятие и виды.
- 78. Понятие и значение правоинтерпретационной деятельности. Буквальное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- Задача толкования:
- Цель толкования:
- 79. Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования.
- 80. Понятие механизма правового регулирования общественных отношений. Элементы механизма правового регулирования.
- 81. Понятие, функции, структура, виды правосознания. Историческая типология правосознания.
- 82. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления.
- Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
- Структура правовой культуры
- 83. Правомерное поведение: понятие и виды. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.
- 84. Понятие, признаки, виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
- Виды правонарушений по степени общественной опасности:
- 85. Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.
- 86. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды социальной ответственности. Позитивная юридическая ответственность.
- 88. Понятие законности. Принципы и гарантии законности.
- 89. Понятие и общая характеристика правопорядка. Внутригосударственный и международный правопорядок. Законность и правопорядок: соотношение понятий.
- 90. Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь.
- Права первого поколения Личные права и свободы
- Политические права и свободы
- Права второго поколения Экономические, социальные и культурные права
- Права третьего поколения
- 1.3. Основные подходы к правам человека
- 91. Правовые системы современности: основания классификации. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.
- 92. Романо-германская правовая семья: общая характеристика.
- 93. Англо-саксонская правовая семья: общая характеристика.
- 94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
- 95. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.
- 96. Признаки (основные черты) правового государства. Соотношение государства и права.
- 97. Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве.
- 98. Социальное государство: концепция и основные модели.
- 99. Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.