Формы правления
Форма правления – организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.
Монархия (греч. «монос» - один, «арке» - власть) – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках главы государства и передается по наследству.
Признаки монархии:
Существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью
Наследственный порядок преемственности верховной власти
Юридическая безответственность монарха (в современных парламентарных монархиях достигается путем института контрассигнатуры. Согласно которому монарх подписывает лишь те указы и законы, которые заверены подписью премьер-министра, который и несет ответственность за них)
Абсолютная монархия– форма правления, при которой монарх ни юридически, ни фактически не ограничен во власти. При абсолютной монархии отсутствуют другие органы власти. Монарх правит при помощи указов, имеющих силу закона (Например, Саудовская Аравия).
Дуолистическая монархия– форма правления, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом. При дуолистической монархии парламент существует, но у монарха есть неограниченное право роспуска парламента. У него (монарха) неограниченное вето на принимаемые законы (Например, Иордания и Кувейт).
Парламентарная монархия– форма правления, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной сфере – правительством. У монарха в основном представительские функции, формально назначает премьер-министра. Правительство несет ответственность перед парламентом (например, Испания, Япония, Великобритания). В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не значит, что он не играет никакой роли в государстве:
У монарха есть «спящие» полномочия (право объявления чрезвычайного и военного положения, объявления войны и т.д.), которыми он может воспользоваться в случае возникновения угрозы существующему строю.
Юридические основания для сохранения монархии (например, в Великобритании - Англия и Шотландия объединены в одно государство на основе королевской унии и в случае отказа от монархии будет разделены на 2 самостоятельных государства)
В мире существует много нетипичных монархий. Например, в Малайзии существуетвыборная монархия, где король выбирается на 5 лет из числа наследственных 9 султанатов.
Коллективная монархия(ОАЭ) – в этом государстве полномочия монарха выполняют 7 эмиров.
Патриархальная монархия(Свазиленд)- монарх-это фактически вождь племени.
Монархии стран Британского Содружества (Австралия, Новая Зеландия) – главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором. Конституция Канады состоит из законов принятых английским парламентом и лишь в 1981 году британский парламент утратил право принимать законы в отношении Канады.
Теократическая монархия– главой светского государства является духовный деятель (Ватикан).
Республика (греч. «республикус» - общее дело)- верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
Источником власти признается народ
Коллегиальность правления
Высшие органы государственной власти выбираются населением или формируются парламентом
Органы государственной власти выбираются на определенный срок по истечении которого слагают свои полномочия
Высшая власть основана на принципе разделения властей
Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия
Республики отличаются друг от друга прежде всего по вопросу о контроле за исполнительной властью, т.е. президентская республика - исполнительная власть принадлежит президенту, апарламентской республике– исполнительная власть формируется парламентом и ответственна перед ним, всмешанной республике– существует двойной контроль за деятельностью исполнительной власти и со стороны президента и со стороны парламента.
Президентские республикисуществуют в США и странах Латинской Америки. Президентские республики отличаются четким последовательным разделением властей. При этом разделение исполнительная власть может действовать без оглядки на правительство.
Опыт президентской республики оказался удачным только в США, в других странах – способствует острому противостоянию между исполнительной и законодательной властью, которое часто разрешается путем военного переворота.
Парламентская республика- при ней фактически разделение властей отсутствует. Парламентская республика плохо применима в условиях стран с многопартийной системой. При отсутствии крупных партий возможно лишь коалиционное правительство, которое всегда не прочно (так, например, во Франции в 1946-1958 гг. сменилось 36 правительств).
В 1958 г. во Франции возникла смешанная республика, которая усиливала роль президента. В 1993 г. РФ тоже стала смешанной республикой.
Существуют нетипичные республики, например, теократические республики– республика с властью духовенства.Монократические республики- в некоторых странах Африки и Азии в условиях однопартийного режима верховная власть принадлежит пожизненному президенту.
- Предмет и метод теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Место теории государства и права в системе юридических наук
- Метод теории государства и права
- Власть и общество
- Понятие общества
- Власть и ее роль в жизни общества
- Нормы поведения в первобытном обществе
- Происхождение государства
- Причины многообразия теорий происхождения государства
- Теории происхождения государства
- Современный подход к определению факторов происхождения государства
- Сущность и социальное назначение государства. Понятие государства
- Понятие государства и его признаки
- Сущность государства (дискуссия)
- Исторические типы государств
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее элементы
- Формы правления
- Формы государственного устройства
- Политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства и государственного аппарата
- Государственные органы, их признаки, компетенция и виды государственных органов
- Разновидности современных систем государственных органов
- Теория разделения властей
- Зарождение и становление теории разделения властей
- Законодательная власть: понятие и принципы ее организации
- Исполнительная власть: понятие и принципы ее организации
- Судебная власть: понятие и принципы ее организации
- Современное состояние системы разделения властей
- Сущность права
- Понятие права и его признаки
- Основные концепции правопонимания
- Принципы, аксиомы и презумпции права
- Функции права
- 2 Основные функции:
- Формы права
- Понятие и виды форм права
- Нормативно-правовой акт - как приоритетная форма права в рф
- Система права
- Система права, структурные элементы системы права. Отрасли и институты права
- Краткая характеристика отраслей российского права
- Правовые семьи
- Правовые отношения
- Понятие и признаки правоотношений
- Классификация правоотношений
- Понятие субъектов правоотношений и их виды
- Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- Объекты правоотношений. Юридические факты и их виды
- Правонарушения. Юридическая ответственность.
- Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений
- Юридический состав правонарушений
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
- Реализация права
- Понятие реализации права и ее формы
- Применение права как особая форма реализации права
- Стадия правоприменительного процесса
- Акт применения права: понятие, виды, отличие от нормативных актов
- Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения
- Юридические коллизии и способы их разрешения
- Толкование права
- Понятие толкования права и причины необходимости толкования права
- Способы толкования права
- Толкование права по объему
- Толкование права по субъектам
- Правотворчество
- Понятие правотворчества и его виды
- Законотворчество. Стадии законодательной процедуры
- 1 Стадия – Законодательная инициатива.
- 2 Стадия – Обсуждение внесенного законопроекта.
- 3 Стадия – Принятие и утверждение закона.
- 4 Стадия – Обнародование принятого закона.
- 3. Систематизация законодательства
- Определения