3. Систематизация законодательства
Систематизация законодательства- это деятельность по упорядочению нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике.
В юридической науке обозначились 3 вида систематизации:
Инкорпорация
Кодификация
Консолидация
Инкорпорация– процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборников в определенном порядке, но нормативное содержание при этом не меняется, хотя формы изложения их по сути иногда претерпевают изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, утратившие силу или имевшие временное значение.
Вопросами инкорпорации могут заниматься как государственные органы, общественные организации и отельные граждане. Поэтому различают:
Официальную инкорпорацию
Неофициальную инкорпорацию
Официальная инкорпорацияпредполагает издание сборников, инкорпорированных актов - органами, издавшими эти акты, т.е. по своей природе акт официальной инкорпорации – это способ переиздания действующих нормативных положения.
Она осуществляется 2 способами:
Хронологическим
Предметным (в результате которого создаются сборники со строгой тематической направленности. Это гораздо более сложная работа - поэтому она у нас слабо развита)
Неофициальная инкорпорация– неофициальные систематические собрания формируются отдельными ведомственными, научными учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческих органов. Материал отбирается исключительно по усмотрению инкорпоранта.
Кодификация- это наиболее сложная форма систематизации, направленная на коренную переработку действующего законодательства, путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.
Формами кодификации являются основы, кодексы и т.д.
Кодексы обладают целостностью и устойчивостью, т.к. в них собраны нормы и институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Поэтому все текущее законодательство сориентировано на кодексы и подчинено им.
Отличие инкорпорации от кодификации:
Инкорпорация осуществляется практически постоянно, позволяет поддерживать законодательство в рабочем состоянии, а кодификация осуществляется периодически, по мере накопления правового материала.
У них различен предмет воздействия: при кодификации имеем дело с юридическими нормами, а при инкорпорации – лишь с нормативными актами.
Они разнятся результатом: при инкорпорации издается сборник уже существующих актов а при кодификации - рождается новый нормативный акт.
Кодификация бывает только официальной, а инкорпорация – официальной (т.е. государственными органами власти) и неофициальной.
Консолидация – ее цель устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве промежуточного звена между текущим законодательством и кодификацией.
В структуре консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности.
Консолидация освобождает законодательство от чрезмерной раздробленности и особую актуальность приобретает в сфере ведомственного правотворчества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и метод теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Место теории государства и права в системе юридических наук
- Метод теории государства и права
- Власть и общество
- Понятие общества
- Власть и ее роль в жизни общества
- Нормы поведения в первобытном обществе
- Происхождение государства
- Причины многообразия теорий происхождения государства
- Теории происхождения государства
- Современный подход к определению факторов происхождения государства
- Сущность и социальное назначение государства. Понятие государства
- Понятие государства и его признаки
- Сущность государства (дискуссия)
- Исторические типы государств
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее элементы
- Формы правления
- Формы государственного устройства
- Политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства и государственного аппарата
- Государственные органы, их признаки, компетенция и виды государственных органов
- Разновидности современных систем государственных органов
- Теория разделения властей
- Зарождение и становление теории разделения властей
- Законодательная власть: понятие и принципы ее организации
- Исполнительная власть: понятие и принципы ее организации
- Судебная власть: понятие и принципы ее организации
- Современное состояние системы разделения властей
- Сущность права
- Понятие права и его признаки
- Основные концепции правопонимания
- Принципы, аксиомы и презумпции права
- Функции права
- 2 Основные функции:
- Формы права
- Понятие и виды форм права
- Нормативно-правовой акт - как приоритетная форма права в рф
- Система права
- Система права, структурные элементы системы права. Отрасли и институты права
- Краткая характеристика отраслей российского права
- Правовые семьи
- Правовые отношения
- Понятие и признаки правоотношений
- Классификация правоотношений
- Понятие субъектов правоотношений и их виды
- Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- Объекты правоотношений. Юридические факты и их виды
- Правонарушения. Юридическая ответственность.
- Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений
- Юридический состав правонарушений
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
- Реализация права
- Понятие реализации права и ее формы
- Применение права как особая форма реализации права
- Стадия правоприменительного процесса
- Акт применения права: понятие, виды, отличие от нормативных актов
- Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения
- Юридические коллизии и способы их разрешения
- Толкование права
- Понятие толкования права и причины необходимости толкования права
- Способы толкования права
- Толкование права по объему
- Толкование права по субъектам
- Правотворчество
- Понятие правотворчества и его виды
- Законотворчество. Стадии законодательной процедуры
- 1 Стадия – Законодательная инициатива.
- 2 Стадия – Обсуждение внесенного законопроекта.
- 3 Стадия – Принятие и утверждение закона.
- 4 Стадия – Обнародование принятого закона.
- 3. Систематизация законодательства
- Определения