Нормативно-правовой акт - как приоритетная форма права в рф
Признаки нормативного акта:
Издается компетентным органом государства
Он содержит правила общего характера и распространяет свое действие на определенный круг лиц
Нормативные акты рассчитаны на многократность применения
Нормативный акт рассчитан на неопределенное время, действие не ограничено
Нормативный акт продолжает свое существование и действие даже в том случае если предусмотренные им отношения в жизни не встречаются
Нормативно-правовые актыпо юридической силе делятсяна 2 группы:
Законы
Подзаконные акты
Закон– это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый специальными органом государства (парламентом), в строго установленной процессуальной форме по ключевым вопросам общественно-политической жизни страны.
Признаки закона:
Юридический документ высшей юридической силы – это означает, что все остальные нормативные акты принимаются на основе закона, во исполнение закона и не могут противоречить закону
Закон принимается в строго определенном порядке
Законы принимаются лишь парламентом либо всенародным голосованием не референдуме
Законы принимаются по наиболее важным вопросам общественной жизни
Законыбывают (в нашей стране)несколько видов:
Федеральные конституционные законы - это законы, прямо предусмотренные Конституцией, принимаемые по наиболее важным вопросам, непосредственно связанным (органически связанным) с Конституцией.
Федеральный обычный закон –разница от федеральных конституционных законов в принятии. Конституционные законы принимаются по более сложной процедуре и для их принятия необходимо одобрение 2/3 депутатов Федерального Собрания, в то время как для принятия обычных законов необходимо простое большинство. Кроме того на федеральные конституционные законы не распространяется вето президента.
Законы субъектов Федерации –принимаются в рамках субъекта Федерации.
Подзаконные акты –это нормативные акты, принимаемые на основе законов, во исполнение законов и для конкретизации законных положений, уполномоченными на то государственными органами.
Подзаконные акты имеют свою иерархию. Юридическая сила подзаконного акта зависит от места в иерархии государственного органа, который принял данный акт.
По убыванию юридической силы подзаконные акты:
Наибольшей юридической силой обладают Указы президента РФ, которые в отсутствии закона действуют как основной законодательный акт
Постановления Правительства РФ
Акты отдельных министерств и ведомств(приказы, распоряжения, инструкции)
Акты местных органов власти и управления(например, постановления главы администрации, распоряжения)
Локальные нормативные акты– это юридические документы, действующие в рамках отдельных предприятий, учреждений, организаций (например, правила внутреннего распорядка)
Пределы действия нормативных актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Во времени: Юридическая сила нормативного акта связано с понятиями вступления его в законную силу и прекращения его действия. Нормативные акты, как правило, вступают в законную силу лишь после опубликования в официальных газетах, но законодателем может быть установлен иной порядок для некоторых законов (например, для финансовых – существует правило, что они вступают в законную силу с 01.01----). Официальными изданиями являются «Российская газета», «Собрание законодательства в РФ».
Нормативные акты прекращают свое действие 3-мя способами:
Указание срока в течение которого будет действовать нормативный акт
Путем отмены данного акта
Путем замены одного акта другим
В пространстве: Распространяют нормативные акты свое действие на строго определенную территорию (например, если это закон Московской области-то только на Московскую область и на другие области не распространяет). Федеральные нормативные акты распространяют свое действие на всю территорию РФ, которая состоит из сухопутного пространства, из территориальных вод, воздушного пространства и территорий посольств и консульств за рубежом.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нельзя путать норму права и статью закона, т.к. далеко не всегда все элементы логической структуры нормы права излагаются вместе.
Выделяют 3 способа изложения нормы правав нормативных актах:
Прямой способ– все элементы норм права излагаются вместе
Отсылочный способ– при этом способе одни элементы нормы права излагаются в полном объеме, а при формулировании других элементов используется ссылка на статьи других законов.
Бланкетный способ– при этом способе в статье закона формулируется только один элемент нормы права в то время как сведения о других элементах нормы права могут находиться в других нормативных актах или вообще подразумеваться.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и метод теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Место теории государства и права в системе юридических наук
- Метод теории государства и права
- Власть и общество
- Понятие общества
- Власть и ее роль в жизни общества
- Нормы поведения в первобытном обществе
- Происхождение государства
- Причины многообразия теорий происхождения государства
- Теории происхождения государства
- Современный подход к определению факторов происхождения государства
- Сущность и социальное назначение государства. Понятие государства
- Понятие государства и его признаки
- Сущность государства (дискуссия)
- Исторические типы государств
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее элементы
- Формы правления
- Формы государственного устройства
- Политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства и государственного аппарата
- Государственные органы, их признаки, компетенция и виды государственных органов
- Разновидности современных систем государственных органов
- Теория разделения властей
- Зарождение и становление теории разделения властей
- Законодательная власть: понятие и принципы ее организации
- Исполнительная власть: понятие и принципы ее организации
- Судебная власть: понятие и принципы ее организации
- Современное состояние системы разделения властей
- Сущность права
- Понятие права и его признаки
- Основные концепции правопонимания
- Принципы, аксиомы и презумпции права
- Функции права
- 2 Основные функции:
- Формы права
- Понятие и виды форм права
- Нормативно-правовой акт - как приоритетная форма права в рф
- Система права
- Система права, структурные элементы системы права. Отрасли и институты права
- Краткая характеристика отраслей российского права
- Правовые семьи
- Правовые отношения
- Понятие и признаки правоотношений
- Классификация правоотношений
- Понятие субъектов правоотношений и их виды
- Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- Объекты правоотношений. Юридические факты и их виды
- Правонарушения. Юридическая ответственность.
- Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений
- Юридический состав правонарушений
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
- Реализация права
- Понятие реализации права и ее формы
- Применение права как особая форма реализации права
- Стадия правоприменительного процесса
- Акт применения права: понятие, виды, отличие от нормативных актов
- Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения
- Юридические коллизии и способы их разрешения
- Толкование права
- Понятие толкования права и причины необходимости толкования права
- Способы толкования права
- Толкование права по объему
- Толкование права по субъектам
- Правотворчество
- Понятие правотворчества и его виды
- Законотворчество. Стадии законодательной процедуры
- 1 Стадия – Законодательная инициатива.
- 2 Стадия – Обсуждение внесенного законопроекта.
- 3 Стадия – Принятие и утверждение закона.
- 4 Стадия – Обнародование принятого закона.
- 3. Систематизация законодательства
- Определения