74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
Космические объекты – созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители, средства их доставки и т.д.
Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве. До этого момента деятельность по их использованию регулируется нормами внутреннего права. После возвращения космического объекта, он также по общему правилу попадает под действие внутригосударственного права. Исключение составляют только случаи посадки на иностранной территории.
Согласно Договору по космосу,
каждое государство, в регистр которого занесён объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет свою юрисдикцию над этим объектом и его экипажем во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе – на небесном теле;
право собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, или сооружённые на небесном теле и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле и по возвращению на Землю;
обязанность государств возвращать космические объекты, обнаруженные на их территории (Договор по космосу, Соглашение о спасании космонавтов…).
Согласно ст. 5 Соглашения, космические объекты возвращаются властям, осуществившим запуск, только по просьбе последних и за их счёт. Государство, обнаружившее космический объект на своей территории, должно сообщить об этом Генеральному Секретарю ООН, который ведёт регистрацию космических объектов.
Согласно ст. 4 Соглашения о спасании…, если в результате аварии экипаж космического корабля приземлится на территории иностранного государства, то ему должна быть обеспечена безопасность, и он должен быть незамедлительно возвращён властям, осуществившим запуск.
Правовой режим МКС
регулируется специальным Соглашением О Международной Космической Станции гражданского назначения 29 января 1998 года.
Ст. 1 Соглашения: МКС представляет собой многоцелевой объект на низкой околоземной орбите, включающий орбитальные элементы и специально предназначенные для станции наземные элементами, предоставляемые Партнёрами.
Ст. 5 Соглашения: каждый Партнёр регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы и сохраняет свою юрисдикцию над этими элементами, а также над лицами из состава персонала космической станции, находящимися внутри или снаружи её, которые являются его гражданами. Т.е. юрисдикция на МКС поделена.
Согласно ст. 6, каждое государство-Партнёр сохраняет право собственности над теми элементами, которые он предоставил. Перечень элементов и государств содержится в Приложении.
Регистрация космических объектов
Впервые порядок международной регистрации космических объектов был установлен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. 1975 – Конвенция о регистрации космических объектов сделала обязательной национальную и международную регистрацию комических объектов.
После запуска космического объекта запускающее государство регистрирует его в национальном регистре и сообщает сведения о нём Генеральному Секретарю ООН, который ведёт международный реестр космических объектов. В реестр заносится название запускающего государства, номер объекта, время запуска и др.
Реестр открытый. Имеет важное значение в связи с возвращением космических объектов.
Правовой статус космонавтов. Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.
Космонавтом — членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;
2) выполняющий функциональные обязанности во время полета
или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники