76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
МВП - это отрасль МП, включающая систему норм, регулирующих отношения между субъектами МП, в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиации.
«Конвенция о международной гражданской авиации» - содержит понятие воздушного сообщения.
Согласно Конвенции, под воздушным сообщением понимается любое регулярное воздушное сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок, пассажиров, грузов и почты. (т.е. коммерческие цели).
Полеты должны осуществляться регулярно и преследовать коммерческую цель.
Российское законодательство (воздушный кодекс) содержит понятие гражданская авиации – ст. 20 – гражданская, государственная и экспериментальная.
Под гражданской авиацией понимается авиация, используемая в целях обеспечения потребности граждан и экономики.
Государственная авиация, согласно ст. 22 – это авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и иной государственной службы, а также для выполнения мобилизационно – оборонных задач. Не регулируется МВП.
ст. 23 – Экспериментальная авиация – используемая для проведения опытно - конструкторских, экспериментальных и научно - исследовательских работ. МВП не регулируется.
Выделяют два вида воздушного пространства:
- открытое международное воздушное пространство
- суверенное национальное воздушное пространство
Открытое международное воздушное пространство расположено над частями земной территории, не находящимися под суверенитетом государств и подпадающими под действие норм-принципов МП. Режим открытого воздушного пространства устанавливается нормами МВП.
Суверенное национальное воздушное пространство – расположено над сухопутной и водной территорией государства, в т.ч. и над территориальным морем, и отчерчено над государственными границами. Правовой режим устанавливается нормами национального права.
Принципы МВП. Главные отраслевые принципы:
1) Уважение полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Впервые был закреплен в 1919 года в «Парижской Конвенции о воздушных перемещениях», затем нашел отражение в иных источниках МВП.
2) Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве не находящимся под суверенитетом какого – либо государства. Находясь в таком воздушном пространстве воздушное судно подчиняется законам государства флага и власти другого государства не в праве вмешиваться в его полет.
3) Обеспечение безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны во-первых, принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и авиационных служб, во–вторых, государства обязаны вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Источники МВП.
Нет единого унифицированного, кодифицированного акта.
- Варшавская Конвенция «Для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 год. (конвенция действующая, вступила в силу 1933 году, СССР ратифицировал в 1934. Устанавливает систему ответственности).
- Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года «Чикагская Конвенция» - более 180 государств являются ее участниками. СССР – 1970 год. Действует по сей день.
- Римская Конвенция «Об ущербе, причиненным иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» 1952 год, вступила в силу в 1958 году. СССР – 1982 год.
- Конвенция о преступлениях и иных актов, совершаемых на борту воздушных судов. 1963 год. Вступила в силу в 1969г. СССР – 1988 год.
- Гаагская Конвенция « О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» 1970 года. Вступила в силу в 1971 году, в т.ч. и для СССР.
- Монреальская Конвенция «Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». 1999 год, вступила в силу в 2003 году. Принималась для того, чтобы заменить Варшавскую Конвенцию. Россия не ратифицировала эту Конвенцию, продолжает быть участником Варшавской конвенции.
и т.д. Перечень не исчерпывающий.
- Международный обычай также продолжает быть источником МВП. (Действуют юрисдикция флага)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники