§ 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
К жертвам войны международное гуманитарное право относит: 1) раненых; 2) больных; 3) потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4) военнопленных; 5) гражданское население.
Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:
1) посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;
2) брать в заложники;
3) посягать на человеческое достоинство;
4) без судебного решения осуждать и применять наказание.
Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются ува-
жением и защитой, на них нельзя совершать нападение.
Попавшие во власть неприятеля раненые и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим воен¬ного плена.
Правовой статус военнопленных определен соответствующей Кон¬венцией 1949 г. К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюю¬щие, т. е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского госу¬дарства, а не отдельных лиц или воинских частей.
К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совер¬шать действия, которые могут привести к военнопленного или
угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера.
После взятия в плен военнопленные должны быть отправлены в ла¬геря, возглавляемые офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства, расположенные далеко от зоны военных дейст¬вий. Военнопленные имеют право носить знаки отличия и государствен¬ной принадлежности. Им разрешается вести переписку, получать посыл¬ки с продуктами питания и медикаментами.
Полностью сохраняется гражданская правоспособность военноплен¬ного. Он может ограничиваться в правах только в той степени, в какой это требуют условия плена.
Военнопленных офицеров нельзя привлекать к работам, а остальных можно привлекать, но к таким работам, которые не носят военного ха¬рактера. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины проводится расследование. За один и тот же проступок и по одному и тому же обвинению можно наказывать только один раз.
Военнопленные имеют право выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, представителями государства-покровителя и МККК.
Как только прекращаются военные действия, военнопленные долж¬ны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответст¬венности за военные преступления.
Правовой статус гражданского населения, т. е. лиц, не принадлежа¬щих к комбатантам и не участвующих в военных действиях. Правовой статус гражданского населения регулируется соответствующей Конвен¬цией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется в обоих видах вооруженных конфликтов — международного и немежду¬народного характера.
Гражданскому населению необходимо предоставлять права и свобо¬ды без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного права направлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванных войной. Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоя¬тельствах необходимо обеспечить их содержание и воспитание.
Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физиче¬ского или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений.
В ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению. Нельзя предпринимать любые меры, которые ведут к гибели населения, в том числе убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские и научные опыты.
В отношении гражданского населения запрещены также коллектив¬ные наказания, испытание голодом, физическое или моральное воздей¬ствие, террор, грабеж, взятие заложников.
На занятой территории оккупационные власти должны наладить об¬щественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирую¬щее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами.
Ни в коем случае нельзя совершать угон, а также депортацию граж¬данского населения на территорию оккупирующего или любого другого государства. В целях безопасности население может быть перемещено в глубь оккупированной территории, а затем по окончании военных дей¬ствий возвращено обратно.
Запрещается принуждать лиц оккупированного государства служить в вооруженных силах оккупирующего государства. Нельзя оказывать давление на гражданское население с целью добиться добровольного по¬ступления его в армию неприятельского государства.
На оккупированной территории запрещается: уничтожать движимое и недвижимое имущество, которое является государственной, коллек¬тивной или частной собственностью неприятельского государства и его частных лиц; изменять статус должностных лиц или судей, а также при¬менять к ним различные санкции; проводить мероприятия с целью вы¬звать безработицу, чтобы гражданское население шло работать на окку¬пирующую державу.
Гражданское население можно привлекать к трудовой деятельности, кроме выполнения работ, вынуждающих его принимать участие в воен¬ных действиях. Трудовая деятельность должна осуществляться на терри¬тории оккупированного государства и справедливо оплачиваться.
Гражданское население может быть интернировано с обеспечением его средствами бесплатного содержания, а также медицинской помо¬щью. Места содержания интернированных должны находиться в безо¬пасных от военных действий районах и отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы.
Проблематика защиты гражданского населения в вооруженных кон¬фликтах продолжает оставаться в центре внимания международного со¬общества. Примером тому является заседание Совета Безопасности ООН, которое состоялось 10 декабря 2002 г. В выступлении представите¬ля России было указано, что в ходе конфликтов по-прежнему страдают ни в чем не повинные гражданские лица, в том числе дети, женщины, люди преклонного возраста, беженцы, а также оказывающий им помощь гуманитарный персонал1. Неудовлетворительная ситуация с обеспечени¬ем защиты гражданского населения требует постоянных скоординиро-ванных мер на глобальном, региональном и национальном уровнях. В подготовленном Генеральным секретарем ООН докладе по данной проблематике предпринята попытка комплексно проанализировать при¬чины нарушений норм международного гуманитарного права в ходе воо¬руженных конфликтов и дать рекомендации по усилению защиты граж-данского населения.
Выступление заместителя постоянного представителя Российской Федера¬ции при ООН С. Н. Карева на заседании СБ ООН 10 декабря 2002 г. // Диплома¬тический вестник. 2003. № 1. С. 83—84.
Защита культурный ценностей. Международ нос гуманитарное право направлено на защиту культурных ценностей. 14 мая 1954 г. принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Протокол к этой Конвенции, а 26 марта 1999 г. — Второй протокол к ней. В целях защиты культурных ценностей воюющие должны:
1) запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а также непосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это могло привести к разрушению или повреждению культурных ценностей;
2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабе¬жа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;
3) запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей
Согласно Дополнительному протоколу 1 1977 г. запрещены ка¬кие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, ко¬торые составляют культурное или духовное наследие народов.
Генеральный директор ЮНЕСКО ведет Международный реестр культурных ценностей, которые берутся под специальную защиту. Ко¬пия такого реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, которая находится в вооруженном конфликте. Все культурные ценности, включенные в данный реестр, получают военный иммунитет и должны защищаться воюющими.
Государства обязаны еще в мирное время ввести в уставы или инст¬рукции, которыми пользуются войска, положения относительно соблю¬дения норм защиты культурных ценностей, воспитывать личный состав вооруженных сил в духе уважения культуры всех народов, подготовить и создавать в вооруженных силах службы или специальный персонал, который должен следить за тем, чтобы культурные ценности уважались и осуществлялось сотрудничество с гражданскими властями, ответствен¬ными за охрану культурных ценностей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники