§ 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
Начало военных действий и его правовые последствия. В соответст¬вии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные действия между государствами не должны начинаться без предваритель¬ного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь фор¬му или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.
Одновременно о состоянии войны должны быть оповещены ней¬тральные страны. Каких-то сроков между объявлением войны и началом военных действий международное право не устанавливает.
С момента объявления состояния войны между враждующими госу¬дарствами для них наступают следующие правовые последствия:
1) прекращаются дипломатические и, как правило, консульские от-
ношения;
2) конфискуется собственность враждебного государства;
3) вводится специальный режим для граждан воюющего государства;
4) прекращают действовать международные договоры мирного вре-
мени;
5) вступают в силу нормы международного гуманитарного права.
Как только начинается вооруженный конфликт международного ха¬рактера, применяется система держав-покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства, которые должны быть назна¬чены и призваны воюющими. Державы-покровительницы обязаны охра¬нять интересы воюющих сторон. Если стороны не назначат таких дер¬жав, то их роль будет выполнять МККК или другая беспристрастная ор¬ганизация (субститут).
Театр войны — пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная террито¬рия воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории. Например, нель¬зя вести военные действия в зоне международных морских каналов, в архипелаге Шпицберген, на Луне и других небесных телах.
Участники вооруженных конфликтов лепятся на комбатантов (сра¬жающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам отно¬сится весь строевой состав: 1) вооруженных сил; 2) ополчений, добро¬вольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны:
1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных;
2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный
знак;
3) открыто носить оружие;
4) соблюдать правила ведения войны.
К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.
Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых — не рас¬пространяется.
Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военно¬пленного.
Военный шпион (лазутчик) — лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени.
Наемник — лицо, которое:
1) специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: а) свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; б) под¬рыв территориальной целостности государства;
2) принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного материального вознаграж¬дения;
3) не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия;
4) не направлено государством для выполнения официальных обя¬занностей;
5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на тер¬ритории которого ведутся военные действия.
Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он-является пре¬ступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления.
Методы и средства ведения военных действий. Международное гума¬нитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ве¬дения военных действий. К запрещенным методам относятся:
1) предательское убийство или ранение лиц войск неприятеля;
2) нападение на лиц, вышедших из строя;
3) взятие заложников;
4) отдача приказа — никого не оставлять в живых;
5) принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятеля;
6) бомбардировка незащищенных городов и др. К запрещенным средствам ведения военных действий относятся:
1) взрывчатые, зажигательные, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле пули;
2) снаряды, назначением которых является распространение уду¬шающих или вредоносных газов;
3) удушливые, ядовитые или другие подобные газы;
4) бактериологические средства;
5) химическое оружие;
6) средства воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разруше¬ния, нанесения ущерба или причинения вреда;
7) оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном;
8) кассетные, шариковые бомбы, мини-ловушки;
9) нападение на гражданское население или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также на военный объект, рас¬положенный в районе сосредоточения гражданского населения;
10) превращение лесов или других видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия;
11) лазерное оружие, специально предназначенное для использова¬ния в боевых действиях в целях причинения постоянной слепоты орга¬нам зрения человека, не использующего оптические приборы;
12) противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанав¬ливаемыми минами;
13) дистанционно устанавливаемые мины, не соответствующие по¬ложениям о самоуничтожении и самодезактивации;
14) дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противо¬пехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации после использования их в во¬енных целях.
Что касается особенностей правил ведения морской войны, то здесь имеются некоторые ограничения, предусмотренные рядом международ¬ных правовых актов. Например, международное право запрещает ис¬пользовать морскую блокаду, если она публично не объявлена блоки¬рующим государством, а также не является действительной или реаль¬ной.
Прекращение состояния войны и его правовые последствия. В период вооруженного конфликта государства находятся в состоянии войны. По¬сле прекращения военных действий между воюющими странами возоб¬новляются мирные отношения.
Военные действия чаще всего прекращаются двумя путями: переми¬рием и капитуляцией.
Перемирие — это практическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращении военных действий. Перемирие бывает общим и местным.
В результате общего перемирия военные действия прекращаются на всем театре войны. Такое перемирие заключается от имени государст¬венных органов. Примером такого рода перемирия является Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. Общее перемирие счи¬тается бессрочным и не может быть нарушено. В противном случае та¬кое нарушение расценивается как акт агрессии.
Местное перемирие приостанавливает ведение военных действий на ограниченном участке театра войны. Местное перемирие устанавливает¬ся для решения частных задач: направления парламентеров, погребения умерших, доставления раненых с поля боя и т. д. Обычно местное пере¬мирие устанавливается также по договоренности между воюющими, но может применяться и в одностороннем порядке.
Другой формой прекращения военных действий является капитуля¬ция. Под ней понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной из разновидностей ка¬питуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитули¬ровали Германия и Япония в 1945 г.
В результате перемирия или капитуляции лишь прекращаются воен¬ные действия. Однако состояние войны между государствами сохраняет¬ся. Оно может быть прекращено в результате заключения мирного до¬говора.
Содержание мирного договора охватывает широкий круг вопросов, в том числе: юридическое оформление прекращения состояния войны; ответственность военных преступников; разграничение территориаль¬ных пространств; возмещение причиненного агрессором ущерба. После Второй мировой войны СССР подписал мирные договоры с радом госу¬дарств — союзников Германии. Однако с Германией и Японией мирные договоры подписаны не были. С Германией состояние войны было пре¬кращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., а с Японией — совместной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г.
Вопрос о подписании мирного договора с Германией давно снят с повестки дня. С Японией такой договор вырабатывается, и конца это¬му процессу не видно. Камень преткновения здесь — проблема принад¬лежности ряда Курильских островов, которую решить России и Японии никак не удается.
Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова — Кунашир, Итуруп и Малую Курильскую гряду, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти територии не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 г.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники