67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом, образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана.
При установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства.
В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства:
1. Проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.). 2. Проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную ширину территориального моря. 3. Проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и др.). 4. Проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и др.). Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход. Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств. Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного прохода иностранных судов. Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.
В основу понятия "транзитный проход" Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы мореплавания. Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение транзитного прохода: "Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны". Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход). Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его внутренние морские воды и порты. Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его территориальным морем. В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил. Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту. Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное, море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники