Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка именно прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Каждый предприниматель пытается ответить на вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. Это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Валовая выручка – это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.
Валовой доход предприятия – разница между выручкой от реализации и материальными затратами, включает оплату труда и прибыль.
Функции прибыли:
1. Распределительная;
2. Стимулирующая.
Виды прибыли:
1. Бухгалтерская – часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков.
2. Экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних).
3. Балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Её иногда называют общей прибылью, т.к. именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Каждое предприятие стремится максимизировать свою прибыль. Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Поэтому первое условие прибыли – предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MC).
Поведение фирм, максимизирующих свою прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии имеет существенные отличия.
1) В условиях совершенной конкуренции цена является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может продать по этой цене любое количество единиц товара. В этом случае цена равна средней выручке и предельной выручке. Приток новых фирм в отрасль приведет к снижению цены товара, поэтому прибыль фирм будет снижаться. Когда цена станет равной средним издержкам, процесс притока фирм в отрасль прекратится. Итак, цена (P) = пред. выручке (MR) = пред. издержкам (MC) = сред. издержкам (AC).
2) В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Предприниматель осознает, чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Поэтому фирма – монополист старается производить продукции меньше по более высокой цене. Либо снижает издержки за счет увеличения масштаба производства и снижает цену. Итак, P>MR=MC.
Факторы, влияющие на величину прибыли.
1) Внутренние факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:
- уровень хозяйствования;
- компетентность руководства и менеджеров;
- конкурентоспособность продукции;
- уровень организации производства и труда и др.;
- производительность труда;
- состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Внутренние факторы делятся на:
- производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
- непроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.
Производственные факторы подразделяются на:
- экстенсивные - воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени
- интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
- повышение производительности оборудования и его качества;
- использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- повышение квалификации и производительности труда персонала;
- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
- совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли:
- конъюнктура рынка;
- уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
- нормы амортизационных отчислений;
- природные условия;
- государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация