logo
Экономика зачет 1 курс КИСЛЯКОВА

47. Земельная рента. Цена земли.

Рента - доход, который получают собственники имущества, не действующий в предпринимательской деятельности.

Земля - ресурс, который существует как природный объект, но ограничен количественно.

Земельная рента — доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная рента I рода – рента, взимаемая с участков земли с лучшим естественным плодородием или с лучшим местоположением земли (например, земля в центре города будет всегда дороже при прочих равных условиях хотя бы потому, что она в центре).

Дифференциальная рента II рода – рента, взимаемая с сельскохозяйственных земель с лучшим искусственным плодородием или с несельскохозяйственной – с развитой инфраструктурой. Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен и возместить стоимость этих сооружений, и получить процент на затраченный капитал (ведь он мог положить капитал в банк и спокойно жить, получая проценты).

Монопольная рента — особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К земельной ренте относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. В добывающей промышленности образуется прежде всего дифференциальная рента, так как при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки её на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента — разность между общественной и индивидуальной ценой производства.

Ценообразование на рынке земли

Владение землей сопряжено с известным выгодами и затратами, сопоставление которых и определит целесообразность сохранения собственности или ее отчуждения. Владея землей, собственник не использует других возможных вариантов получения дохода, например, он мог бы не покупать землю, а положить деньги в банк под проценты.

В связи с этим доход землевладельца можно рассчитать как отношение получаемой ренты к рыночной ставке ссудного процента.

Цена земли = Рента годовая / Ставка ссудного процента

Цена земли показывает, какую сумму денег требуется положить в банк, чтобы при действующей рыночной ставке процента получать доход, равный данной земельной ренте.

Величина земельной ренты формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке земельных участков.

Специфика рынка земли состоит в том, что в рамках национальной экономики предложение земли и природных ресурсов абсолютно неэластично, поскольку количество ресурсов есть величина фиксированная.

Спрос на землю показывает, какое количество земли готовы взять в аренду при различных возможных уровнях платы за нее. При высокой арендной плате количество сдаваемой в аренду земли будет меньше, чем при низкой.

Кривая спроса на землю тождественна кривой предельного дохода от земли. Предельный доход земли зависит, в свою очередь от производительности природного ресурса. При высокой ренте только очень производительные земли могут быть взяты в аренду, так как лишь высокий предельный доход может позволить уплатить высокую ренту и, возможно, обеспечить прибыль арендатора. При понижении земельной ренты даже менее производительные земли будут арендоваться.

48. Государственные финансы и бюджет. Источники дохода государственного бюджета. (+ВОПРОС 49: Бюджетный дефицит и профицит)

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

Федеральный бюджет;

• Бюджеты субъектов Российской Федерации;

• Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)

Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

государственный кредит:

• налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;

• неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды

бюджетная система

• другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Государственный бюджет- смета, план доходов и расходов гос-ва на определенный период времени, где указываются источники поступления доходов и направления расходования средств

Различаются: федеральный, региональные бюджеты и суммы всех доходов в консолидированном доходе

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета).

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет.

налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

• неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

• военные;

• экономические;

• на социальные нужды;

• на внешнеполитическую деятельность;

• на содержание аппарата управления.