Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
В мировой практике выделяют три основные концепции измерения бедности: • абсолютная бедность, которая основана на сопоставлении реальных доходов населения установленному минимуму средств существования; • относительная бедность, для ее определения используется метод медианы, она определяется через сопоставление доходов населения с определенной долей “серединного” дохода, при этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутый в стране “жизненный стандарт; • субъективная бедность, базирующаяся на оценках собственного положения людьми, которые руководствуются выбранными ими самими стандартами, не связанными с какими-либо абсолютными стандартами или средним показателем по стране. Решение вопроса об использовании той или иной концепции измерения бедности зависит от цели оценки, а также от реальных экономических возможностей страны. В России используется абсолютная концепция измерения бедности. Для измерения абсолютного уровня бедности в качестве критерия статистические службы используют социальные нормативы, разработанные и утвержденные правительственными и законодательными органами. В качестве черты бедности в РФ используется прожиточный минимум, который относится к числу наиболее важных социальных нормативов. Он представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. В России прожиточный минимум используется: • для оценки и анализа уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики; • для обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий; • для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам; • при формировании государственного бюджета; • в качестве одного из критерия оценки бедности. Расчет прожиточного минимума осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития ежеквартально. Состав потребительской корзины, положенной в основу расчета величины прожиточного минимума, пересматривается не чаще одного раза в 3-5 лет. ФЗ РФ “О потребительской корзине” был принят в 2005 году. Так как потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик, прожиточный минимум устанавливается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для населения в трудоспособном возрасте, пенсионеров и детей. Стоимость минимальной потребительской корзины складывается из стоимости продовольственной корзины, стоимости непродовольственной корзины и стоимости минимального набора платных услуг. В международной практике используются три основных метода расчета прожиточного минимума: • нормативный – предусматривает формирование состава потребительской корзины исходя из нормативов потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг на одного человека; • статистический – структуру минимальной потребительской корзины составляют на основе фактических затрат по отдельным статьям потребительских расходов группы населения, признанной в обществе как наименее обеспеченная часть населения (например, 10-20% населения с наименьшими доходами); • комбинированный (или нормативно-статистический) – предусматривает формирование минимальной продовольственной корзины в соответствии с нормативами потребления продуктов питания. Стоимость непродовольственной части (товаров, услуг) определяется в процентах, как доля затрат в общей стоимости минимальной потребительской корзины, на основании фактической структуры потребительских расходов группы населения, у которого расходы на питание соответствуют нормативным. В РФ используется нормативный метод расчета прожиточного минимума, за исключением ряда позиций: предметы санитарии и гигиены, услуги культуры и др., которые определяются в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары и на оплату услуг. Величина прожиточного минимума, который формируется на основе потребительской корзины и принимается ежеквартально, предназначается для: • оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на первый квартал 2008г составляла 23,0 млн. чел., что составляло 16, 3 % населения страны, то на этот же период 2009г, цифры, соответственно были: 24.5 млн. чел. и 17, 4%. Если на протяжении 2008 г наблюдалась тенденция к снижению малоимущих, то в связи с мировым финансовым кризисом достигнутые успехи были сведены к нулю. Одним из предназначений величины прожиточного минимума является его сопоставление с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), как законодательно установленного минимума, применяемого для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ впервые максимально приблизился к величине прожиточного минимума лишь в январе 2009 года. Доля бедного населения в общей численности граждан в России уменьшилась с 29 % в 2000 году до 15 % в 1-м полугодии 2009 года. Основные усилия российского правительства были направлены на обеспечение полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий, а также проведение индексации денежных пособий в размерах, превышающих инфляцию, что позволило сократить число граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В 2009 году впервые за последние годы в России произошло снижение дифференциации населения по уровню денежных доходов. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые сейчас составляют наибольший удельный вес бедного населения. С 1 января 2010 года началось осуществление двух социальных программ - введение социальных доплат по прожиточному минимуму и так называемая "валоризация" (разовое увеличение пенсии) прошлых пенсионных начислений. Последняя также была в основном адресована пенсионерам, причем наиболее бедным. Эта категория пенсионеров, которая составляет около 36 миллионов человек, получила прибавку к пенсии по программе валоризации.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация