Глобализация
Глобализация -это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:
электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.
Характерные черты и тенденции глобализации
В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализациейпонимают процесс объединения экономик стран мира. создание единого правового, экономического и информационного пространства.
Характерными чертами глобализации являются:
Усиление роли ТНК
Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило,ТНКявляются национальными по капиталу и международными по месту приложения.В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. ТНК, в сферу деятельности которых входят около 700 тыс. дочерних предприятий. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония.
В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51-ю позицию занимают ТНК. Следует отметить, что сфера деятельности большинства из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести инновационные технологии, сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Сегодня именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.
Создание компьютерной сети Интернет
Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Дает возможность:
мгновенно вступать в контакт с любым пользователем в каждой точке земного шара, проводить интернет-конференции, совещания в режиме реального времени в мультимедийном режиме;
получать доступ к неограниченному объему информации;
общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий;
использовать в качестве средства досуга и развлечения;
выступать в качестве обучающего инструмента;
осуществлять ведение бизнеса;
рекламировать товары и услуги;
обеспечивать мобильную связь и комфортность существования;
значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства;
организовывать СМИ в режиме реального времени.
Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.
Рост мегаполисов
Мегаполисы— крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.
Мегаполисы для стран являются:
посредниками вступления в глобальное пространство;
центрами экономического, технологического, политического, культурного развития.
Мегаполис очень часто становится как бы «государством в государстве» и даже определяет судьбу страны. К сожалению, рост мегаполисов приводит к отрицательным последствиям — это перенаселенность; резкое расслоение общества («бразилификация» — появление очень богатых и очень бедных); потеря национальной идентичности; возрастание уровня преступности; уменьшение социального контроля.
В настоящее время крупнейшими мегаполисамиявляются: Мехико- Сиги: Нью-Йорк; Большой Токио — Йокогама (сливающиеся в один город); Большой Лондон (с пригородами). Население каждого из них составляет более или около 20 млн человек.
Стандартизация и унификация
Важными признаками глобализации являются:
стандартизацияпромышленной продукции;
унификацияведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.
Стандартизация— свод правил, предназначенных для обеспечения сотрудничества и однозначного толкования условий производства, коммерческой деятельности, средств контроля и требований безопасности. Стандартизация дает возможность:
согласовывать различные разработки независимых корпораций;
пользоваться унифицированными протоколами обмена данных;
обеспечивать защиту, кодирование и декодирование информации:
осуществлять согласования, необходимые для процесса глобализации.
Наряду с разработкой системы мировых стандартов осуществляется обязательная сертификация товаров и услуг.
Сертификат— это документ, подтверждающий качество товара или услуги. Сертификат дает возможность:
защитить рынок от продукции плохого качества;
ограничить возможности развивающихся стран попасть на богатые рынки.
Стандартизация движется в двух направлениях: кодирование товаров и унификация товаров и услуг. При этом штрих-код является глобальным языком торговли.
Распространение по всему миру английского языка.
В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех. Выделению английского языка в качестве языка мировой глобализацииспособствовали следующие факторы:
политическое и военное могущество стран, говорящих на данном языке;
сильная экономика и действие ТЫ К в глобальных масштабах;
научно-техническая революция и наличие высокого уровня на- учно-технических исследований;
большое количество бывших английских колоний;
победа Великобритании и США в Первой и Второй мировых войнах; доминирование в послевоенную эпоху;
распространение средств массовой информации;
распространение рекламы;
успех носителей языка;
распространение Интернета.
Следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.
Манипуляция массовым сознанием
Манипуляция массовым сознанием — разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.
Манипуляция создается путем: использования стереотипов поведения; подмены понятий; создания метафор; мифологизации; отвлечения внимания.
С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Технологии изменения массового сознания называются high-hume.Они опираются на такие средства, как: телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть.
Телевидение способно формировать сознание или создавать у зрителя требуемую реальность, не имеющую связи с действительностью.
Массовое искусствосоздает виртуальную жизнь, симулирующую реальность, так называемые симулякры — средство фиксации переживаемого состояния,«порождение, при помощи моделей, реального без истока и реальности: гиперреальности» (Ж. Бодрийяр). Реальное заменяется знаками реального.
Опасность манипуляций сознанием заключается в таких факторах, как:
потеря адекватного восприятия реальности в мировых масштабах;
нивелирование человеческой личности;
использование масс в различных «грязных» политических процессах.
XX в. породил специфический феномен, названный испанским философом X. Ортегой-и-Гассегом «Восстание масс», суть которого состоит втом, что на смену относительно упорядоченной жизни общества приходит его массовизация. В таком массовом обществе большинство населения принимает стандарты, пристрастия и стереотипы, навязанные средствами массовой информации, в результате чего на историческую арену выходит «человек-масса», который чувствует себя «таким же как все» и не стремится к самосовершенству. Мир представляется ему широким полем деятельности для приложения своей энергии и предприимчивости.
Именно на волнах манипуляции массовым сознанием, утрате людьми ценностей традиционного характера, отрыве от исторических корней наиболее доверчивые, беспринципные люди могут встать на путь экстремизма и терроризма.
Поэтому своеобразным негативным ответом на глобализациюстановится рост террористической деятельности. В начале XXI в. терроризм началтакже приобретать глобальные черты:
становится международным по характеру;
имеет обширную финансовую базу;
использует новейшие технологии;
расширяет масштабы деятельности.
Мировая общественность ведет борьбу с международным терроризмом. Ужесточаются законы, проводятся силовые акции, однако это пока не привело к ликвидации террористических организаций.
В заключение отметим, что глобализация, как бы мы ее ни оценивали, представляет собой факт современного существования. Глобализация — это необратимый процесс, естественный ход мирового развития со всеми своими плюсами и минусами.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация