Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельныйкомплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры,в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.
Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;
· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;
· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;
· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;
· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
реализация государственной структурной политики;
поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
поддержание определенного уровня цен;
решение проблем занятости;
обеспечение внешнеэкономического равновесия;
обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
· аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;
· определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;
· осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны.Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации. Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности:
– национализация объектов частной и смешанной собственности;
– создание новых объектов за счет государственных средств;
– выкуп государством объектов у частного капитала.
Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора);стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения;создание для государственных предприятийрыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот);денационализацию, приватизацию.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация