Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
Регулирование доходов населения;
Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:
установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходоввключает:
аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
финансирование системы социальной защиты, включающей:
систему социального страхования;
систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация