logo search
PRAVOOKhRANITEL_NYE_ORGANY_uchebnik

10.1. Конституционный Суд Российской Федерации -

судебный орган конституционного контроля,

самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть

посредством конституционного судопроизводства. Его место

в российской судебной системе. Полномочия и принципы

деятельности Конституционного Суда РФ

Согласно ст. 1Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ - орган правосудия <110>. Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом РФ специфично, так же как и его полномочия.

--------------------------------

<110> О понятии правосудия см. подраздел 4.1настоящей работы.

Так, ст. 125Конституции РФ возлагает на особый орган правосудия - Конституционный Суд РФ - полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и некоторые иные дела.

Другие суды (судебные органы) Конституция РФ полномочиями по проверке конституционности перечисленных в ст. 125Конституции РФ нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, не наделяет <111>.

--------------------------------

<111> См.: ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

Основные полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ закреплены не только в ст. 125Конституции РФ, но и вст. ст. 3,5Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", где отмечено, что Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии КонституцииРФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешать споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверять конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) по запросам судов проверять конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

5) давать толкование КонституцииРФ;

6) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

7) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему КонституциейРФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии сост. 11Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон"О Конституционном Суде Российской Федерации".

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка, конституционного судопроизводства и другими принципами.