14.2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
Как уже отмечалось применительно к принципам правосудия, термин "принцип" означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие "принцип" можно определять через слова "основное начало", "требование", "обязанность", "идея" и т.п. По латыни "принцип" - это первоначало, основа.
Принципы организации и деятельности прокуратуры - это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации прокуратуры и осуществляемых ею прокурорского надзора, а также иных предусмотренных Федеральным закономнаправлений деятельности.
Исходя из анализа ст. 4Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:
- законности;
- единства и централизации;
- гласности;
- независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.
Законность - это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры - это требование от прокуроров, во-первых, основывать всю свою деятельность на законе и, во-вторых, преследовать при этом цель обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности.
Прокуратура, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как материального, так и процессуального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет прокуратуры, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности в деятельности прокуратуры.
"Единство" как составная часть второго из перечисленных принципов организации и деятельности прокуратуры предполагает реализацию следующих правил:
а) каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры;
б) прокуроры наделены одинаковыми (за некоторым исключением) полномочиями; различия полномочий лишь в территории их действия (продление сроков производства дознания - это исключение из рассматриваемого правила);
в) любой вышестоящий прокурор может взять на себя обязанности нижестоящего прокурора.
"Централизация" прокуратуры означает действие следующих положений:
а) все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
б) подчиненность прокуроров идет строго по вертикали;
в) вышестоящий прокурор вправе и обязан давать нижестоящим прокурорам указания и отменять их незаконные или необоснованные решения;
г) прокурор проводит в жизнь свое единоличное решение, даже если оно противоречит решению коллегии.
Третий принцип - принцип гласности также разъяснен в ст. 4Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Здесь закреплено, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Однако в этом же нормативном правовом акте закреплено требование о том, что без разрешения прокурора никому нельзя разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Следующий принцип - принцип независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону является одним из основополагающих не только в связи с его закреплением в ст. 4Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Независимость прокуроров обеспечивается целым комплексом гарантий. К числу таковых относятся:
- требования к прокурорам, к лицам, назначаемым на должность прокуроров, и порядок их назначения;
- присяга прокурора;
- предусмотренные законом средства прокурорского надзора;
- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность прокурора;
- установленный порядок прекращения полномочий прокурора;
- право прокурора на отставку;
- порядок привлечения прокуроров к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;
- предоставление прокурору за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
- обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности прокурора, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от прокурора поступит соответствующее заявление;
- право прокурора на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолетов, револьверов) и специальных средств и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.
Так, прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Они не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться и осуществлять свою деятельность общественные объединения, преследующие политические цели, и их организации.
В какой-либо форме воздействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Например, вмешательство в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев, а совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - может иметь следствием даже лишение свободы виновного на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. ч. 2и3 ст. 294УК).
В то же время к прокурорам допустимо применение мер дисциплинарной и даже уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности прокуроров могут привлекать лишь строго определенные Федеральным законом"О прокуратуре Российской Федерации" вышестоящие прокуроры (руководители органов и учреждений прокуратуры). Меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) к ним применяются лишь за неисполнение или ненадлежащее исполнение их служебных обязанностей, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
По общему правилу за такого рода правонарушения взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения или шести месяцев со дня совершения проступка (по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения). Так как дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске, в месячный срок не входит промежуток времени, в течение которого прокурор болел или находился в отпуске.
Вышеуказанные взыскания могут быть наложены и за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами.
Причем работник прокуратуры подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
- непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
- непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления работником предпринимательской деятельности;
- вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.
Причем руководитель органа или учреждения прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия, если он не примет мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник.
Закономпредусмотрены некоторые ограничения, касающиеся применения мер административного принуждения к прокурорам. Так, запрещено производить задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта. Исключением из этого правила признаются лишь случаи, прямо предусмотренные федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.
Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ в порядке, установленном УПК.
Так, уголовное дело в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров может быть возбуждено либо вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, только руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем; а в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления (п. п. 2и10 ч. 1 ст. 448УПК).
Предварительное следствие и дознание в общем порядке (в сокращенной форме) по такого рода уголовным делам вправе осуществлять лишь следователи Следственного комитета РФ. Органы дознания вправе производить неотложные следственные действия по рассматриваемой категории преступлений только до возбуждения уголовного дела, соответственно, лишь осматривать место происшествия, предметы, документы, труп, получать образцы для сравнительного исследования, назначать судебную экспертизу, получать заключение эксперта в разумный срок и (или) производить освидетельствование, когда прокурор застигнут при совершении преступления.
Еще одной гарантией независимости прокуроров является то обстоятельство, что даже отстраненному на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ.
Причем денежное содержание прокурорских работников состоит не только из должностного оклада, но и из доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50% должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50% должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К тому же Президентом РФ для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в Генеральной прокуратуре РФ, а также для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре РФ, может устанавливаться ежемесячное денежное поощрение.
Помимо денежного содержания прокуроры обладают определенным комплексом льгот. Так, они в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ.
При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Более того, прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий прокуроры обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.
К тому же прокуроры имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
Помимо того, в жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке устанавливается телефон. В таком же порядке их детям предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях.
Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) прокуроров и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В другую местность прокуроры могут быть переведены лишь в интересах службы либо по их собственной инициативе. В интересах службы перевод возможен только с их согласия. А при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - также при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для прохождения службы в указанных местностях с учетом состояния здоровья прокурорского работника по форме, утверждаемой Правительством РФ. Причем прокурорам, переведенным на постоянную службу в другую местность, расходы на их переезд и переезд членов их семей возмещаются в полном объеме.
- Правоохранительные органы
- А.П. Рыжаков
- Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины "правоохранительные органы"
- 1.1. Понятие правоохранительной деятельности,
- 1.2. Функции (направления) правоохранительной деятельности
- 1.2.1. Общая характеристика
- 1.2.2. Соотношение конституционного контроля, правосудия,
- 1.2.3. Особое место конституционного контроля и правосудия
- 1.3. Общая характеристика правоохранительных органов.
- 1.4. Предмет и система дисциплины
- 1.5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы"
- Глава 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
- 2.1. Общая характеристика законодательства
- 2.2. Действие законов о правоохранительных органах
- Глава 3. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
- 3.1. Судебная власть:
- 3.2. Суд как орган судебной власти
- 3.3. Понятие судебной системы.
- 3.3.1. Общее представление о судебной системе
- 3.3.2. Система федеральных судов: Конституционный Суд рф,
- 3.3.3. Суды субъектов Российской Федерации,
- 3.4. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.
- 3.4.1. Звено судебной системы
- 3.4.2. Понятие и виды судебных инстанций
- 3.4.2.1. Первая инстанция
- 3.4.2.2. Апелляционная инстанция
- 3.4.2.3. Кассационная инстанция
- 3.4.2.4. Надзорная инстанция
- 3.4.2.5. Возобновление производства по делу ввиду новых или
- 3.4.2.6. Конституционное судопроизводство
- Глава 4. Правосудие и его демократические основы (принципы)
- 4.1. Правосудие
- 4.1.1. Понятие правосудия
- 4.1.2. Признаки правосудия
- 4.1.3. Отличие правосудия от других форм
- 4.2. Демократические основы (принципы) правосудия
- 4.2.1. Понятие принципов правосудия
- 4.2.2. Критерии принципов правосудия
- 4.2.3. Система принципов правосудия
- 4.2.4. Законность
- 4.2.5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
- 4.2.6. Осуществление правосудия только судом
- 4.2.7. Принцип назначаемости судей на должность
- 4.2.8. Независимость судей и подчинение их только закону
- 4.2.9. Осуществление правосудия на началах равенства
- 4.2.10. Состязательность и равноправие сторон
- 4.2.11. Обеспечение подсудимому права на защиту
- 4.2.11.1. Общая характеристика принципа
- 4.2.11.2 Процессуальный статус подсудимого
- 4.2.11.2.1. Общая характеристик статуса
- 4.2.11.2.2. Права подсудимого, одинаковые с правами
- 4.2.11.2.3. Права допрашиваемого подсудимого
- 4.2.11.2.4. Права обвиняемого на судебных стадиях
- 4.2.11.2.5. Права подсудимого,
- 4.2.11.2.6. Права обвиняемого,
- 4.2.11.2.7. Специфические права обвиняемого
- 4.2.11.3. Лица, которые могут исполнять
- 4.2.11.4. Допуск защитника к участию в деле
- 4.2.11.5. Случаи обязательного участия
- 4.2.12. Презумпция невиновности
- 4.2.13. Открытое разбирательство дел во всех судах
- 4.2.14. Обеспечение возможности пользования в суде
- 4.2.15. Участие граждан в отправлении правосудия
- 4.2.15.1. Общая характеристика принципа
- 4.2.15.2. Формы участия граждан в отправлении правосудия
- 4.2.15.2.1. Арбитражный заседатель
- 4.2.15.2.2. Присяжный заседатель
- 4.2.15.2.3. Защитник - близкий родственник обвиняемого или
- 4.2.15.2.3.1. Права защитника,
- 4.2.15.2.3.2. Специфические права защитника
- 4.2.15.2.3.3. Обязанности защитника
- 4.2.16. Обеспечение законного, компетентного и
- Глава 5. Основное звено гражданских судов общей юрисдикции
- 5.1. Районный суд - основное звено гражданских судов
- 5.2. Правовой статус суда
- 5.2.1. Общая характеристика
- 5.2.2. Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел
- 5.2.2.1. Общие права суда
- 5.2.2.2. Суд на подготовительном этапе
- 5.2.2.3. Процессуальное положение суда
- 5.2.2.4. Правовой статус суда при вынесении приговора
- 5.3. Председатель районного суда, его права и обязанности
- 5.4. Аппарат районного суда
- Глава 6. Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции
- 6.1. Верховные суды республик. Краевые, областные,
- 6.2. Президиум верховного суда республики, краевого,
- 6.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых,
- 6.4. Председатели верховных судов республик, краевых,
- 6.4.1. Общая характеристика
- 6.4.2. Правовой статус председательствующего
- 6.4.2.1. Общие права (обязанности) председательствующего
- 6.4.2.2. Председательствующий на подготовительном этапе
- 6.4.2.3 Роль председательствующего в судебном следствии
- 6.4.2.4. Права председательствующего во время
- 6.4.2.5. Процессуальное положение председательствующего
- 6.5. Полномочия судьи верховного суда республики, краевого,
- 6.6. Аппарат верховного суда республики, краевого,
- Глава 7. Военные суды
- 7.1. Место военных судов в судебной системе рф.
- 7.2. Принципы организации и деятельности военных судов
- 7.3. Общие и специальные задачи военных судов
- 7.4. Компетенция военных судов
- 7.5. Подсудность военных судов различных звеньев
- 7.6. Председатель военного суда, его права и обязанности
- 7.7. Порядок назначения на должность председателей
- 7.8. Организационное обеспечение деятельности
- Глава 8. Верховный суд российской федерации
- 8.1. Верховный Суд Российской Федерации - судебный орган,
- 8.2. Полномочия Верховного Суда рф.
- 8.3. Пленум Верховного Суда рф. Состав, полномочия,
- 8.4. Президиум Верховного Суда рф.
- 8.5. Судебные коллегии Верховного Суда рф.
- 8.5.1. Общая характеристика
- 8.5.2. Особенности и полномочия военной коллегии
- 8.6. Председатель Верховного Суда рф,
- 8.6.1. Полномочия Председателя Верховного Суда рф
- 8.6.2. Порядок назначения на должность
- 8.7. Заместители председателя Верховного Суда рф,
- 8.8. Организация работы в Верховном Суде рф. Аппарат суда
- 8.9. Научно-консультативный совет при Верховном Суде рф,
- Глава 9. Арбитражные суды, дисциплинарное судебное присутствие и не являющиеся судами судебной системы российской федерации арбитражные органы
- 9.1. Система (подсистема) арбитражных судов и
- 9.2. Задачи арбитражных судов
- 9.3. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- 9.3.1. Виды арбитражных судов субъектов
- 9.3.2. Структура арбитражных судов этого уровня
- 9.3.2.1. Президиум арбитражного суда субъекта
- 9.3.2.2. Судебные коллегии и судебные составы
- 9.3.2.3. Аппарат арбитражного суда субъекта
- 9.3.3. Председатели арбитражных судов субъектов
- 9.3.4. Заместители председателя арбитражного суда
- 9.4. Арбитражные апелляционные суды
- 9.4.1. Виды арбитражных апелляционных судов,
- 9.4.2. Структура арбитражных апелляционных судов
- 9.4.2.1. Президиум арбитражного апелляционного суда
- 9.4.2.2. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда
- 9.4.3. Председатели арбитражных апелляционных судов.
- 9.4.4. Заместители председателя
- 9.5. Федеральные арбитражные суды округов
- 9.5.1. Дислокация федеральных арбитражных судов округов,
- 9.5.2. Структура федерального арбитражного суда округа
- 9.5.2.1. Президиум, судебные коллегии
- 9.5.2.2. Судебные коллегии
- 9.5.2.3. Судебные составы
- 9.5.3. Председатель федерального арбитражного суда округа,
- 9.5.4. Заместитель председателя
- 9.6. Высший Арбитражный Суд рф
- 9.6.1. Полномочия, порядок образования и деятельность
- 9.6.2. Структура Высшего Арбитражного Суда рф.
- 9.6.2.1. Пленум Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.3. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.4. Судебные составы Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.3. Председатель Высшего Арбитражного Суда рф,
- 9.6.4. Совет председателей арбитражных судов
- 9.6.5. Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного
- 9.7. Специализированный арбитражный суд
- 9.8. Дисциплинарное судебное присутствие
- 9.9. Не являющиеся судами судебной системы
- 9.9.1. Международный коммерческий арбитражный суд
- 9.9.2. Морская арбитражная комиссия
- 9.9.3. Иные третейские суды
- Глава 10. Конституционный суд российской федерации
- 10.1. Конституционный Суд Российской Федерации -
- 10.1.1. Принцип независимости
- 10.1.2. Принцип гласности
- 10.1.3. Принцип русского языка
- 10.2. Численный состав Конституционного Суда рф.
- 10.3. Структура Суда, вопросы, рассматриваемые в заседаниях
- 10.4. Председатель Конституционного Суда рф,
- 10.4.1. Полномочия Председателя Конституционного Суда рф и
- 10.4.2. Порядок избрания на должность,
- 10.5. Аппарат Конституционного Суда рф
- 10.6. Решения Конституционного Суда рф, их виды,
- Глава 11. Суды субъектов российской федерации
- 11.1. Конституционный (уставной) суд субъекта
- 11.2. Мировой судья. Порядок назначения на должность,
- Глава 12. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
- 12.1. Судейский корпус, его понятие и состав.
- 12.2. Формирование судейского корпуса
- 12.2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
- 12.2.2. Порядок отбора кандидатов в судьи
- 12.2.3. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи
- 12.2.4. Срок полномочий судьи, его несменяемость и
- 12.3. Судейское сообщество и его органы.
- 12.3.1. Всероссийский съезд судей
- 12.3.2. Совет судей Российской Федерации
- 12.3.3. Конференции и советы судей субъектов
- 12.3.4. Квалификационные коллегии судей
- 12.3.4.1. Порядок формирования и полномочия
- 12.3.4.2. Квалификационная аттестация судей и
- 12.4. Материальное и социальное обеспечение судей
- 12.5. Статус присяжных и арбитражных заседателей,
- 12.5.1. Присяжные заседатели
- 12.5.2. Арбитражные заседатели
- 12.6. Государственная защита судей, присяжных и
- Глава 13. Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
- 13.1. Понятие организационного обеспечения
- 13.2. Невмешательство в деятельность суда
- 13.3. Организационное обеспечение деятельности
- 13.4. Организационное обеспечение деятельности
- 13.5. Администраторы судов, их функции
- 13.6. Организационное обеспечение деятельности
- 13.7. Министерство юстиции рф:
- 13.7.1. Основные функции Министерства юстиции рф
- 13.7.2. Департаменты Министерства юстиции рф
- 13.7.3. Федеральная служба судебных приставов рф
- 13.7.3.1. Центральный аппарат
- 13.7.3.2. Судебные приставы, их виды и полномочия,
- 13.7.4. Центральный орган уголовно-исполнительной системы,
- 13.8. Территориальные органы юстиции
- Глава 14. Прокурорский надзор и органы прокуратуры
- 14.1.КонституцияРоссийской Федерации о прокуратуре рф и
- 14.2. Прокуратура Российской Федерации - единая
- 14.2.1. Задачи прокуратуры
- 14.2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 14.3. Направления деятельности прокуратуры
- 14.4. Понятие прокурорского надзора
- 14.5. Акты реагирования прокурора на нарушения закона
- 14.6. Полномочия прокурора
- 14.6.1. Осуществление уголовного преследования
- 14.6.2. Координация деятельности по борьбе с преступностью
- 14.6.3. Участие прокурора в рассмотрении дел
- 14.6.4. Внесение представлений на противоречащие закону
- 14.6.5. Участие в правотворческой деятельности
- 14.7. Система органов прокуратуры и их организация
- 14.8. Генеральная прокуратура рф: структура и полномочия
- 14.8.1. Полномочия Генеральной прокуратуры рф
- 14.8.2. Генеральный прокурор рф, его полномочия,
- 14.8.3. Коллегия Генеральной прокуратуры рф,
- 14.8.4. Центральный аппарат Генеральной прокуратуры рф,
- 14.8.5. Научно-консультативный совет
- 14.9. Прокуратуры субъектов Российской Федерации и
- 14.10. Прокуроры субъектов Российской Федерации и
- 14.11. Прокуратура района (города).
- 14.12. Прокурор района (города),
- 14.13. Прокуратура на железнодорожном,
- 14.14. Военная прокуратура, ее функции, задачи,
- 14.15. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
- Глава 15. Организация выявления и расследования преступлений
- 15.1. Выявление и расследование преступлений и изобличение
- 15.1.1. Дознание и предварительное следствие -
- 15.1.1.1. Формы предварительного расследования
- 15.1.1.2. Предварительное следствие
- 15.1.1.3. Смешанное предварительное расследование
- 15.1.1.3.1. Общая характеристика
- 15.1.1.3.2. Производство дознания по делам,
- 15.1.1.3.3. Предварительное следствие, начавшееся
- 15.1.1.4. Дознание по делам,
- 15.1.1.4.1. Общая характеристика
- 15.1.1.4.2. Дознание в общем порядке
- 15.1.1.4.3. Дознание в сокращенной форме
- 15.1.1.5. Юридическое значение результатов дознания и
- 15.1.2. Оперативно-розыскная деятельность
- 15.1.2.1. Общая характеристика
- 15.1.2.2. Юридическое значение результатов
- 15.2. Круг органов, уполномоченных осуществлять
- 15.3. Частные детективы, их статус и роль
- 15.4. Взаимодействие органов предварительного расследования
- 15.5. Органы дознания
- 15.5.1. Понятие органа дознания
- 15.5.2. Система (виды) и подведомственность
- 15.5.2.1. Орган внутренних дел как орган дознания
- 15.5.2.2. Органы федеральной службы безопасности
- 15.5.2.3. Органы по контролю за оборотом наркотиков
- 15.5.2.4. Таможенные органы Российской Федерации
- 15.5.2.5. Органы Федеральной службы исполнения наказаний
- 15.5.2.6. Органы федеральной службы судебных приставов
- 15.5.2.7. Органы государственного пожарного надзора
- 15.5.2.8. Командиры воинских частей, соединений,
- 15.5.2.9. Иные органы дознания
- 15.5.3. Права и обязанности органов дознания
- 15.5.3.1. Общая характеристика
- 15.5.3.2. Деятельность органа дознания
- 15.5.4. Задачи органов дознания
- 15.6. Дознаватель
- 15.7. Соотношение понятий "орган дознания",
- 15.8. Начальник органа дознания
- 15.9. Начальник подразделения дознания
- 15.10. Органы предварительного следствия
- 15.11. Правовое положение и
- 15.12. Система следственных подразделений рф в овд,
- 15.13. Центральный аппарат Следственного комитета рф,
- 15.14. Руководитель следственного органа
- Глава 16. Юридическая помощь и ее организация
- 16.1. Право на получение юридической помощи как одно
- 16.2. Адвокатура
- 16.2.1. Общая характеристика
- 16.2.2. Федеральная палата адвокатов рф
- 16.2.2.1. Общая характеристика
- 16.2.2.2. Всероссийский съезд адвокатов
- 16.2.2.3. Совет Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.2.4. Президент Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.2.5. Имущество Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.3. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
- 16.2.3.1. Собрание (конференция) адвокатов
- 16.2.3.2. Совет адвокатской палаты
- 16.2.3.3. Ревизионная и квалификационная комиссии
- 16.2.3.4. Президент адвокатской палаты
- 16.2.4. Адвокатские образования первого звена
- 16.2.4.1. Адвокатский кабинет
- 16.2.4.2. Коллегия адвокатов
- 16.2.4.3. Адвокатское бюро
- 16.2.4.4. Юридическая консультация
- 16.3. Адвокат
- 16.3.1. Общая характеристика
- 16.3.2. Основные права и обязанности адвоката
- 16.3.2.1. Общая характеристика
- 16.3.2.2. Права адвоката-защитника одинаковые с правами
- 16.3.2.3. Права адвоката-защитника как участника
- 16.3.2.4. Права адвоката-защитника одинаковые
- 16.3.2.4.1. Общие права
- 16.3.2.4.2. Права адвоката-защитника при назначении и
- 16.3.2.5. Специфические права адвоката-защитника
- 16.3.3. Помощник и стажер адвоката
- 16.3.4. Гарантии независимости адвоката
- 16.3.5. Приостановление и прекращение статуса адвоката
- 16.3.6. Общественные объединения адвокатов
- 16.4. Нотариат
- 16.4.1. Нотариальные органы
- 16.4.2. Требования, предъявляемые к кандидатам
- 16.4.3. Права и обязанности нотариусов
- 16.4.4. Нотариальные палаты, их состав и полномочия.
- 16.4.5. Нотариальные действия
- 16.4.5.1. Виды нотариальных действий и правила
- 16.4.5.1.1. Удостоверение сделок
- 16.4.5.1.2. Принятие мер к охране наследственного имущества
- 16.4.5.1.3. Выдача свидетельств о праве на наследство
- 16.4.5.1.4. Выдача свидетельств о праве собственности
- 16.4.5.1.5. Свидетельствование верности копий документов и
- 16.4.5.1.6. Свидетельствование подлинности подписи
- 16.4.5.1.7. Свидетельствование верности перевода
- 16.4.5.1.8. Удостоверение фактов
- 16.4.5.1.9. Передача заявлений физических и юридических лиц
- 16.4.5.1.10. Принятие в депозит денежных сумм и
- 16.4.5.1.11. Совершение исполнительных надписей
- 16.4.5.1.12. Совершение протестов векселей
- 16.4.5.1.13. Предъявление чеков к платежу и
- 16.4.5.1.14. Принятие на хранение документов
- 16.4.5.1.15. Совершение морских протестов
- 16.4.5.1.16. Обеспечение доказательств
- 16.4.5.2. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами,
- 16.4.5.3. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами,
- 16.4.5.4. Нотариальные действия, совершаемые
- 16.4.5.5. Нотариальные действия, совершаемые
- 16.5. Оказание платных юридических услуг не адвокатурой