logo
PRAVOOKhRANITEL_NYE_ORGANY_uchebnik

8.3. Пленум Верховного Суда рф. Состав, полномочия,

порядок формирования Пленума. Разъяснения Пленума

по вопросам судебной практики, их значение

Пленум Верховного Суда РФ - это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. В его состав входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя и судьи Верховного Суда РФ. Соответственно, Пленум Верховного Суда РФ формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Между тем почти невозможно один раз в четыре месяца, а именно с такой частотой должен заседать Пленум, собрать вместе всех судей Верховного Суда РФ. Поэтому в законе закреплено правило, согласно которому заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и другие лица. В случае необходимости проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (п. п. 3.1и3.2Регламента Верховного Суда Российской Федерации <100>).

--------------------------------

<100> См.: ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 10 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации".

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) давать судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики;

2) избирать по представлению Председателя Верховного Суда РФ секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, а также положение о нем;

4) утверждать в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей в соответствии с УПКзаключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным ЗакономРФ "О статусе судей в Российской Федерации";

6) использовать принадлежащее Верховному Суду РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

7) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ о деятельности судебных коллегий Верховного Суда РФ и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

8) обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125Конституции РФ;

9) утверждать составы судебных коллегий Верховного Суда РФ;

10) избирать членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

11) утверждать совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением РегламентДисциплинарного судебного присутствия;

12) утверждать РегламентВерховного Суда РФ;

13) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ служат обеспечению единства судебной практики, способствуют точному и единообразному применению как материального, так и процессуального закона, укреплению законности и правопорядка в государстве. По мнению Верховного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение <101>. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Хотя стоит заметить, что сейчас это требование прямо в законе не закреплено.

--------------------------------

<101> См.: ОпределениеВерховного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N КАС06-550.