15.1.2.2. Юридическое значение результатов
оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и
расследовании преступлений
Согласно Федеральному закону"Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 12Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Несмотря на негласный характер части средств оперативно-розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из таковых производны и, по сути, повторяют средства, применяемые в ходе производства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок - от запроса в порядке ч. 4 ст. 21УПК, сбор образцов для сравнительного исследования - от получения образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов - от судебной экспертизы; отождествление личности - от опознания; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - от осмотра; контроль почтовых отправлений - от наложения ареста на почтово-телеграфные отправления.
В ст. 11Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" прямо указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Некоторыми учеными обосновывается мнение, что "материалы, полученные в результате использования современных научно-технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств - в зависимости от совокупности характерных признаков... Использование информаторов - один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фактах - таковы два пути придания этим сведениям доказательственного значения" <167>.
--------------------------------
<167> См.: Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1976. С. 151.
Для "обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказана надежность информатора и личное знание им фактов.
Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардинальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору" <168>.
--------------------------------
<168> Там же. С. 145.
Данный вопрос урегулирован Инструкциейо порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд <169>. Согласност. 14названного нормативно-правового акта представление следователю (дознавателю и др.) и (или) суду (судье) результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
--------------------------------
<169> См.: Российская газета. 2007. 16 мая.
По общему правилу, если исполнитель оперативно-розыскного мероприятия не согласен с тем, что следователю (дознавателю и др.), прокурору и (или) суду (судье) будут сообщены сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, таковые не могут быть представлены в уголовно-процессуальное доказывание.
- Правоохранительные органы
- А.П. Рыжаков
- Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины "правоохранительные органы"
- 1.1. Понятие правоохранительной деятельности,
- 1.2. Функции (направления) правоохранительной деятельности
- 1.2.1. Общая характеристика
- 1.2.2. Соотношение конституционного контроля, правосудия,
- 1.2.3. Особое место конституционного контроля и правосудия
- 1.3. Общая характеристика правоохранительных органов.
- 1.4. Предмет и система дисциплины
- 1.5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы"
- Глава 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
- 2.1. Общая характеристика законодательства
- 2.2. Действие законов о правоохранительных органах
- Глава 3. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
- 3.1. Судебная власть:
- 3.2. Суд как орган судебной власти
- 3.3. Понятие судебной системы.
- 3.3.1. Общее представление о судебной системе
- 3.3.2. Система федеральных судов: Конституционный Суд рф,
- 3.3.3. Суды субъектов Российской Федерации,
- 3.4. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.
- 3.4.1. Звено судебной системы
- 3.4.2. Понятие и виды судебных инстанций
- 3.4.2.1. Первая инстанция
- 3.4.2.2. Апелляционная инстанция
- 3.4.2.3. Кассационная инстанция
- 3.4.2.4. Надзорная инстанция
- 3.4.2.5. Возобновление производства по делу ввиду новых или
- 3.4.2.6. Конституционное судопроизводство
- Глава 4. Правосудие и его демократические основы (принципы)
- 4.1. Правосудие
- 4.1.1. Понятие правосудия
- 4.1.2. Признаки правосудия
- 4.1.3. Отличие правосудия от других форм
- 4.2. Демократические основы (принципы) правосудия
- 4.2.1. Понятие принципов правосудия
- 4.2.2. Критерии принципов правосудия
- 4.2.3. Система принципов правосудия
- 4.2.4. Законность
- 4.2.5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
- 4.2.6. Осуществление правосудия только судом
- 4.2.7. Принцип назначаемости судей на должность
- 4.2.8. Независимость судей и подчинение их только закону
- 4.2.9. Осуществление правосудия на началах равенства
- 4.2.10. Состязательность и равноправие сторон
- 4.2.11. Обеспечение подсудимому права на защиту
- 4.2.11.1. Общая характеристика принципа
- 4.2.11.2 Процессуальный статус подсудимого
- 4.2.11.2.1. Общая характеристик статуса
- 4.2.11.2.2. Права подсудимого, одинаковые с правами
- 4.2.11.2.3. Права допрашиваемого подсудимого
- 4.2.11.2.4. Права обвиняемого на судебных стадиях
- 4.2.11.2.5. Права подсудимого,
- 4.2.11.2.6. Права обвиняемого,
- 4.2.11.2.7. Специфические права обвиняемого
- 4.2.11.3. Лица, которые могут исполнять
- 4.2.11.4. Допуск защитника к участию в деле
- 4.2.11.5. Случаи обязательного участия
- 4.2.12. Презумпция невиновности
- 4.2.13. Открытое разбирательство дел во всех судах
- 4.2.14. Обеспечение возможности пользования в суде
- 4.2.15. Участие граждан в отправлении правосудия
- 4.2.15.1. Общая характеристика принципа
- 4.2.15.2. Формы участия граждан в отправлении правосудия
- 4.2.15.2.1. Арбитражный заседатель
- 4.2.15.2.2. Присяжный заседатель
- 4.2.15.2.3. Защитник - близкий родственник обвиняемого или
- 4.2.15.2.3.1. Права защитника,
- 4.2.15.2.3.2. Специфические права защитника
- 4.2.15.2.3.3. Обязанности защитника
- 4.2.16. Обеспечение законного, компетентного и
- Глава 5. Основное звено гражданских судов общей юрисдикции
- 5.1. Районный суд - основное звено гражданских судов
- 5.2. Правовой статус суда
- 5.2.1. Общая характеристика
- 5.2.2. Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел
- 5.2.2.1. Общие права суда
- 5.2.2.2. Суд на подготовительном этапе
- 5.2.2.3. Процессуальное положение суда
- 5.2.2.4. Правовой статус суда при вынесении приговора
- 5.3. Председатель районного суда, его права и обязанности
- 5.4. Аппарат районного суда
- Глава 6. Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции
- 6.1. Верховные суды республик. Краевые, областные,
- 6.2. Президиум верховного суда республики, краевого,
- 6.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых,
- 6.4. Председатели верховных судов республик, краевых,
- 6.4.1. Общая характеристика
- 6.4.2. Правовой статус председательствующего
- 6.4.2.1. Общие права (обязанности) председательствующего
- 6.4.2.2. Председательствующий на подготовительном этапе
- 6.4.2.3 Роль председательствующего в судебном следствии
- 6.4.2.4. Права председательствующего во время
- 6.4.2.5. Процессуальное положение председательствующего
- 6.5. Полномочия судьи верховного суда республики, краевого,
- 6.6. Аппарат верховного суда республики, краевого,
- Глава 7. Военные суды
- 7.1. Место военных судов в судебной системе рф.
- 7.2. Принципы организации и деятельности военных судов
- 7.3. Общие и специальные задачи военных судов
- 7.4. Компетенция военных судов
- 7.5. Подсудность военных судов различных звеньев
- 7.6. Председатель военного суда, его права и обязанности
- 7.7. Порядок назначения на должность председателей
- 7.8. Организационное обеспечение деятельности
- Глава 8. Верховный суд российской федерации
- 8.1. Верховный Суд Российской Федерации - судебный орган,
- 8.2. Полномочия Верховного Суда рф.
- 8.3. Пленум Верховного Суда рф. Состав, полномочия,
- 8.4. Президиум Верховного Суда рф.
- 8.5. Судебные коллегии Верховного Суда рф.
- 8.5.1. Общая характеристика
- 8.5.2. Особенности и полномочия военной коллегии
- 8.6. Председатель Верховного Суда рф,
- 8.6.1. Полномочия Председателя Верховного Суда рф
- 8.6.2. Порядок назначения на должность
- 8.7. Заместители председателя Верховного Суда рф,
- 8.8. Организация работы в Верховном Суде рф. Аппарат суда
- 8.9. Научно-консультативный совет при Верховном Суде рф,
- Глава 9. Арбитражные суды, дисциплинарное судебное присутствие и не являющиеся судами судебной системы российской федерации арбитражные органы
- 9.1. Система (подсистема) арбитражных судов и
- 9.2. Задачи арбитражных судов
- 9.3. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- 9.3.1. Виды арбитражных судов субъектов
- 9.3.2. Структура арбитражных судов этого уровня
- 9.3.2.1. Президиум арбитражного суда субъекта
- 9.3.2.2. Судебные коллегии и судебные составы
- 9.3.2.3. Аппарат арбитражного суда субъекта
- 9.3.3. Председатели арбитражных судов субъектов
- 9.3.4. Заместители председателя арбитражного суда
- 9.4. Арбитражные апелляционные суды
- 9.4.1. Виды арбитражных апелляционных судов,
- 9.4.2. Структура арбитражных апелляционных судов
- 9.4.2.1. Президиум арбитражного апелляционного суда
- 9.4.2.2. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда
- 9.4.3. Председатели арбитражных апелляционных судов.
- 9.4.4. Заместители председателя
- 9.5. Федеральные арбитражные суды округов
- 9.5.1. Дислокация федеральных арбитражных судов округов,
- 9.5.2. Структура федерального арбитражного суда округа
- 9.5.2.1. Президиум, судебные коллегии
- 9.5.2.2. Судебные коллегии
- 9.5.2.3. Судебные составы
- 9.5.3. Председатель федерального арбитражного суда округа,
- 9.5.4. Заместитель председателя
- 9.6. Высший Арбитражный Суд рф
- 9.6.1. Полномочия, порядок образования и деятельность
- 9.6.2. Структура Высшего Арбитражного Суда рф.
- 9.6.2.1. Пленум Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.3. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.2.4. Судебные составы Высшего Арбитражного Суда рф
- 9.6.3. Председатель Высшего Арбитражного Суда рф,
- 9.6.4. Совет председателей арбитражных судов
- 9.6.5. Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного
- 9.7. Специализированный арбитражный суд
- 9.8. Дисциплинарное судебное присутствие
- 9.9. Не являющиеся судами судебной системы
- 9.9.1. Международный коммерческий арбитражный суд
- 9.9.2. Морская арбитражная комиссия
- 9.9.3. Иные третейские суды
- Глава 10. Конституционный суд российской федерации
- 10.1. Конституционный Суд Российской Федерации -
- 10.1.1. Принцип независимости
- 10.1.2. Принцип гласности
- 10.1.3. Принцип русского языка
- 10.2. Численный состав Конституционного Суда рф.
- 10.3. Структура Суда, вопросы, рассматриваемые в заседаниях
- 10.4. Председатель Конституционного Суда рф,
- 10.4.1. Полномочия Председателя Конституционного Суда рф и
- 10.4.2. Порядок избрания на должность,
- 10.5. Аппарат Конституционного Суда рф
- 10.6. Решения Конституционного Суда рф, их виды,
- Глава 11. Суды субъектов российской федерации
- 11.1. Конституционный (уставной) суд субъекта
- 11.2. Мировой судья. Порядок назначения на должность,
- Глава 12. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
- 12.1. Судейский корпус, его понятие и состав.
- 12.2. Формирование судейского корпуса
- 12.2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
- 12.2.2. Порядок отбора кандидатов в судьи
- 12.2.3. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи
- 12.2.4. Срок полномочий судьи, его несменяемость и
- 12.3. Судейское сообщество и его органы.
- 12.3.1. Всероссийский съезд судей
- 12.3.2. Совет судей Российской Федерации
- 12.3.3. Конференции и советы судей субъектов
- 12.3.4. Квалификационные коллегии судей
- 12.3.4.1. Порядок формирования и полномочия
- 12.3.4.2. Квалификационная аттестация судей и
- 12.4. Материальное и социальное обеспечение судей
- 12.5. Статус присяжных и арбитражных заседателей,
- 12.5.1. Присяжные заседатели
- 12.5.2. Арбитражные заседатели
- 12.6. Государственная защита судей, присяжных и
- Глава 13. Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
- 13.1. Понятие организационного обеспечения
- 13.2. Невмешательство в деятельность суда
- 13.3. Организационное обеспечение деятельности
- 13.4. Организационное обеспечение деятельности
- 13.5. Администраторы судов, их функции
- 13.6. Организационное обеспечение деятельности
- 13.7. Министерство юстиции рф:
- 13.7.1. Основные функции Министерства юстиции рф
- 13.7.2. Департаменты Министерства юстиции рф
- 13.7.3. Федеральная служба судебных приставов рф
- 13.7.3.1. Центральный аппарат
- 13.7.3.2. Судебные приставы, их виды и полномочия,
- 13.7.4. Центральный орган уголовно-исполнительной системы,
- 13.8. Территориальные органы юстиции
- Глава 14. Прокурорский надзор и органы прокуратуры
- 14.1.КонституцияРоссийской Федерации о прокуратуре рф и
- 14.2. Прокуратура Российской Федерации - единая
- 14.2.1. Задачи прокуратуры
- 14.2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 14.3. Направления деятельности прокуратуры
- 14.4. Понятие прокурорского надзора
- 14.5. Акты реагирования прокурора на нарушения закона
- 14.6. Полномочия прокурора
- 14.6.1. Осуществление уголовного преследования
- 14.6.2. Координация деятельности по борьбе с преступностью
- 14.6.3. Участие прокурора в рассмотрении дел
- 14.6.4. Внесение представлений на противоречащие закону
- 14.6.5. Участие в правотворческой деятельности
- 14.7. Система органов прокуратуры и их организация
- 14.8. Генеральная прокуратура рф: структура и полномочия
- 14.8.1. Полномочия Генеральной прокуратуры рф
- 14.8.2. Генеральный прокурор рф, его полномочия,
- 14.8.3. Коллегия Генеральной прокуратуры рф,
- 14.8.4. Центральный аппарат Генеральной прокуратуры рф,
- 14.8.5. Научно-консультативный совет
- 14.9. Прокуратуры субъектов Российской Федерации и
- 14.10. Прокуроры субъектов Российской Федерации и
- 14.11. Прокуратура района (города).
- 14.12. Прокурор района (города),
- 14.13. Прокуратура на железнодорожном,
- 14.14. Военная прокуратура, ее функции, задачи,
- 14.15. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
- Глава 15. Организация выявления и расследования преступлений
- 15.1. Выявление и расследование преступлений и изобличение
- 15.1.1. Дознание и предварительное следствие -
- 15.1.1.1. Формы предварительного расследования
- 15.1.1.2. Предварительное следствие
- 15.1.1.3. Смешанное предварительное расследование
- 15.1.1.3.1. Общая характеристика
- 15.1.1.3.2. Производство дознания по делам,
- 15.1.1.3.3. Предварительное следствие, начавшееся
- 15.1.1.4. Дознание по делам,
- 15.1.1.4.1. Общая характеристика
- 15.1.1.4.2. Дознание в общем порядке
- 15.1.1.4.3. Дознание в сокращенной форме
- 15.1.1.5. Юридическое значение результатов дознания и
- 15.1.2. Оперативно-розыскная деятельность
- 15.1.2.1. Общая характеристика
- 15.1.2.2. Юридическое значение результатов
- 15.2. Круг органов, уполномоченных осуществлять
- 15.3. Частные детективы, их статус и роль
- 15.4. Взаимодействие органов предварительного расследования
- 15.5. Органы дознания
- 15.5.1. Понятие органа дознания
- 15.5.2. Система (виды) и подведомственность
- 15.5.2.1. Орган внутренних дел как орган дознания
- 15.5.2.2. Органы федеральной службы безопасности
- 15.5.2.3. Органы по контролю за оборотом наркотиков
- 15.5.2.4. Таможенные органы Российской Федерации
- 15.5.2.5. Органы Федеральной службы исполнения наказаний
- 15.5.2.6. Органы федеральной службы судебных приставов
- 15.5.2.7. Органы государственного пожарного надзора
- 15.5.2.8. Командиры воинских частей, соединений,
- 15.5.2.9. Иные органы дознания
- 15.5.3. Права и обязанности органов дознания
- 15.5.3.1. Общая характеристика
- 15.5.3.2. Деятельность органа дознания
- 15.5.4. Задачи органов дознания
- 15.6. Дознаватель
- 15.7. Соотношение понятий "орган дознания",
- 15.8. Начальник органа дознания
- 15.9. Начальник подразделения дознания
- 15.10. Органы предварительного следствия
- 15.11. Правовое положение и
- 15.12. Система следственных подразделений рф в овд,
- 15.13. Центральный аппарат Следственного комитета рф,
- 15.14. Руководитель следственного органа
- Глава 16. Юридическая помощь и ее организация
- 16.1. Право на получение юридической помощи как одно
- 16.2. Адвокатура
- 16.2.1. Общая характеристика
- 16.2.2. Федеральная палата адвокатов рф
- 16.2.2.1. Общая характеристика
- 16.2.2.2. Всероссийский съезд адвокатов
- 16.2.2.3. Совет Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.2.4. Президент Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.2.5. Имущество Федеральной палаты адвокатов рф
- 16.2.3. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
- 16.2.3.1. Собрание (конференция) адвокатов
- 16.2.3.2. Совет адвокатской палаты
- 16.2.3.3. Ревизионная и квалификационная комиссии
- 16.2.3.4. Президент адвокатской палаты
- 16.2.4. Адвокатские образования первого звена
- 16.2.4.1. Адвокатский кабинет
- 16.2.4.2. Коллегия адвокатов
- 16.2.4.3. Адвокатское бюро
- 16.2.4.4. Юридическая консультация
- 16.3. Адвокат
- 16.3.1. Общая характеристика
- 16.3.2. Основные права и обязанности адвоката
- 16.3.2.1. Общая характеристика
- 16.3.2.2. Права адвоката-защитника одинаковые с правами
- 16.3.2.3. Права адвоката-защитника как участника
- 16.3.2.4. Права адвоката-защитника одинаковые
- 16.3.2.4.1. Общие права
- 16.3.2.4.2. Права адвоката-защитника при назначении и
- 16.3.2.5. Специфические права адвоката-защитника
- 16.3.3. Помощник и стажер адвоката
- 16.3.4. Гарантии независимости адвоката
- 16.3.5. Приостановление и прекращение статуса адвоката
- 16.3.6. Общественные объединения адвокатов
- 16.4. Нотариат
- 16.4.1. Нотариальные органы
- 16.4.2. Требования, предъявляемые к кандидатам
- 16.4.3. Права и обязанности нотариусов
- 16.4.4. Нотариальные палаты, их состав и полномочия.
- 16.4.5. Нотариальные действия
- 16.4.5.1. Виды нотариальных действий и правила
- 16.4.5.1.1. Удостоверение сделок
- 16.4.5.1.2. Принятие мер к охране наследственного имущества
- 16.4.5.1.3. Выдача свидетельств о праве на наследство
- 16.4.5.1.4. Выдача свидетельств о праве собственности
- 16.4.5.1.5. Свидетельствование верности копий документов и
- 16.4.5.1.6. Свидетельствование подлинности подписи
- 16.4.5.1.7. Свидетельствование верности перевода
- 16.4.5.1.8. Удостоверение фактов
- 16.4.5.1.9. Передача заявлений физических и юридических лиц
- 16.4.5.1.10. Принятие в депозит денежных сумм и
- 16.4.5.1.11. Совершение исполнительных надписей
- 16.4.5.1.12. Совершение протестов векселей
- 16.4.5.1.13. Предъявление чеков к платежу и
- 16.4.5.1.14. Принятие на хранение документов
- 16.4.5.1.15. Совершение морских протестов
- 16.4.5.1.16. Обеспечение доказательств
- 16.4.5.2. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами,
- 16.4.5.3. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами,
- 16.4.5.4. Нотариальные действия, совершаемые
- 16.4.5.5. Нотариальные действия, совершаемые
- 16.5. Оказание платных юридических услуг не адвокатурой