Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.
Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.
Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.
Основные цели приватизации в России:
• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
• создание конкурентной среды;
• содействие демонополизации экономики;
• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);
• повышение эффективности деятельности предприятий;
• привлечение иностранных инвестиций;
• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.
1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.
Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.
2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.
Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.
3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону; продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);
полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.
Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.
Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться.
Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации.
1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.
2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.
3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.
4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.
5. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.
Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.
Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.
- Билет №1. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- Билет №2 Производство, его элементы и особенности структуры
- Билет №3 Факторы производства и закономерности их развития
- Билет №4. Кругооборот экономических благ и противоречия экономического развития
- Билет №5. Основное противоречие реальной экономики и пути его разрешения
- Билет №6. Стадии развития общественного производства.
- Билет №7. Экономические системы, их типы.
- Билет №8. Типы и формы собственности
- Билет №9. Экономическое и юридическое содержание собственности.
- Билет №10. Приватизация в России: необходимость, методы, итоги.
- Билет №11. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий.
- Билет №12. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.
- Билет №13. Акционерное общество, его сущность и типы. Виды ценных бумаг.
- Билет №14. Рынок ценных бумаг. Курс акций.
- Билет №15. Виды издержек производства.
- Билет №16. Прибыль и факторы, влияющие на нее. Распределение прибыли
- Билет №17. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли. Билет №18. Натуральное и товарное производство: сущность и отличительные черты.
- Билет №19. Деньги: сущность и функции.
- 21. Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Индекс цен.
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
- 23. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 24. Законы рынка: закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
- 25. Действие рыночного механизма. Равновесный рынок, рынок покупателей и продавцов.
- 26. Конкуренция: сущность, виды.
- 27. Основные черты совершенной конкуренции и ее виды.
- 28. Несовершенная конкуренция, ее виды.
- 29. Монополия: понятие и организационные формы. Плюсы и минусы.
- Билет №30. Национальное хозяйство и его структура.
- Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
- Билет №31. Экономические показатели развития национального хозяйства. Дефлятор внп.
- Билет №32. Система национальных счетов, их роль и значение в развитии национальной экономики.
- Билет №34. Государственный сектор в национальной экономике.
- Билет №35. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.
- Билет №36. Цель и факторы роста национальной экономики
- Билет №37. Основные направления модернизации российской экономики.
- Билет №38. Равновесие и неустойчивость национальной экономики
- Билет №39.Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.
- Билет №40. Особенности современного экономического цикла.
- 41. Экономические интересы общества. Роль государства в согласовании экономических интересов субъектов экономики.
- 42. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.
- 43. Сущность заработной платы. Основные формы оплаты труда.
- 44. Номинальная и реальная заработная плата.
- 45. Банки. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 46. Банковский процент. Норма банковской прибыли.
- 47. Земельная рента. Цена земли.
- 50. Налоговая система, виды налогов.
- Билет №51. Взаимосвязь экономических и социальных отношений. Социальная ориентация экономики.
- Билет №52. Рынок труда и безработица. Виды безработицы.
- Билет №53. Основные направления политики занятости
- Билет №54. Доходы населения и уровень занятости
- Билет №56. Механизм определения уровня бедности в стране. Уровень бедности в рф.
- Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
- Билет №58. Государственная политика регулирования доходов. Трансферты.
- Билет №59. Сущность и черты мирового хозяйства.
- Билет №60. Международная торговля и валютные отношения.
- Билет №61. Международное движение капитала. Миграция рабочей силы.
- Миграция рабочей силы
- Билет №62. Экономическая интеграция между странами. Противоречия глобализации.
- Глобализация