logo search
АП ответы экзамен

Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи.

Принципы гос управления:

Общие:

Организационные:

Функции гос управления представляют собой основные направления деятельности гос органов по обеспечению выполнения задач гос управления.

Функции гос управления правомерно разделить на два вида: общие и специальные.

Общими являются те, которые имеют универсальный харак­тер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят:

  1. прогнозирование;

  2. планирование;

  3. организацию;

  4. регулирование;

  5. руководство;

  6. координацию;

  7. контроль;

  8. учет.

Прогнозирование — это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Оно возможно на базе глубоких научных исследований. Функция прогнозирования закреплена в Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчи­ненных ему гос органах» и некоторых положениях о республиканских органах гос управления (см., напри­мер, п. 25 Положения о Министерстве архитектуры и строитель­ства РБ ).

Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование — «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (эко­номических, социальных, оборонных и иных)»3. Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в области хозяйственного, социального и иного развития, а также в облас­ти организации управленческой деятельности. Последнее зависит от иных видов планирования и способствует воплощению их в жизнь. Такие планы имеются во всех органах гос управления. Иные виды планов принимаются различными го­сударственными органами и на различные сроки. Например, 28 но­ября 2001 г. Совет Министров РБ утвердил мероприятия по реализации Программы социально-экономи­ческого развития РБ на 2001—2002 гг., а так­же основные целевые показатели прогноза социально-экономи­ческого развития РБ на 2002 г.

Организация как функция гос управления озна­чает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреж­дений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Иначе говоря, эта фун­кция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты. Эта функция закрепляется в актах, которыми регулируются вопросы правового статуса, компетенции гос органа (должностного лица), например, в Конституции РБ (ст.ст. 84, 107), Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах» (ст.ст. 4, 13, 14), Законе РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.ст. 9, 11).

Регулирование — это действие, вид управленческой деятель­ности, заключающийся в установлении, изменении или прекра­щении тех или иных управленческих отношений. Оно направле­но на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Регулирование связано с изданием правовых актов, со­держащих правила поведения субъектов в сфере гос управления, т.е. с правотворчеством.

Такой функцией обладают те органы и должностные лица, ко­торые вправе заниматься нормотворчеством в сфере управления. К ним относятся, в первую очередь, Президент РБ (ст. 85 Конституции РБ ), Совет Министров РБ (ст.ст. 4, 14, 15 Закона «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах»), республиканские органы гос управления (ст.ст. 12, 13 Закона РБ «О Совете Министров РБ »), органы местного управления и самоуправления и др.

Руководство как функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения те­кущих задач. Названную функцию осуществляют все органы гос управления и должностные лица.

Некоторые органы гос управления могут осу­ществлять особый вид руководства — методическое руководство. Оно отличается от обычного руководства тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи. Например, Министерство образования РБ призвано осуществлять учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции.

Координация — это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, на­правленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении. Например, Местные исполнительные и распоряди­тельные органы могут кооперировать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений (см. ч. 8 ст. 9 Закона РБ «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь»). Ко­ординация возможна и по вертикали — так называемая «суборди­национная координация». Например, Министерство образования РБ координирует деятельность подчиненных ему управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов (см. п. 3.4 Положения о Министерстве образования РБ ). Функция координации присуща многим республиканским органам гос управления, а также может проводиться и специально созданны­ми органами. Вероятно, такую координацию следует рассмат­ривать в качестве отдельного вида. Например, Кабинет Министров РБ от 4 сентября 1996 г. образовал Координационный совет по вопросам национальных меньшинств при Кабинете Минис­тров.

Контроль заключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями. Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осущес­твлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтроль­ных объектах, направлять их деятельность в необходимое русло, устранять упущения и, возможно, вносить соответствующие по­правки, исправления в ранее принятые решения. По результатам контроля обычно принимаются определен­ные решения органами, проводившими его, или иными на то упол­номоченными органами. В этой связи могут осуществляться функ­ции регулирования, руководства, организации.

Контроль осуществляется в различных формах и в ряде слу­чаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет гос контро­ля. Он, по существу, универсальный орган в области контроля. Сфера контроля иных органов (исключая Совет Министров РБ ) ограничена отраслью, сферой или специаль­ными вопросами. Так, Высшая аттестационная комиссия, осу­ществляет контроль за деятельностью аспирантур, адъюнктур, докторантур и органов по присуждению ученых степеней и при­своению ученых званий, созданных при (в) организациях неза­висимо от подчиненности и форм собственности.

Учет — это фиксация путем подсчета наличия в количествен­ной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов. Учет помогает принимать правильные решения и в целом осуществлять государственное управление. В Республике Бела­русь существует Министерство статистики и анализа, которое при­звано осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической, соци­альной жизни РБ (см. Положение о Минис­терстве статистики и анализа). Каждый орган обеспечивается соответствующими данными учета и обязан вести в пределах своей деятельности такой учет.

Общие функции гос управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при их кон­кретном воплощении. Особенности тех или иных органов гос управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия и специальных функций. Последние формируются на основе общих функций и способствуют их развитию. Например, Министерство культуры РБ реализует государ­ственную политику в области культуры, искусства, кинематогра­фии, охраны историко-культурных ценностей, обеспечении со­хранения национального культурного наследия, содействует раз­витию культур национальных меньшинств Беларуси и др. (см. Положение о Министерстве культуры РБ ), Ми­нистерство информации РБ осуществляет го­сударственное регулирование в области распространения инфор­мации, реализует государственную политику в сфере массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения (см. ст. 3 Положения о Министерстве информации РБ 2), а Государственный таможенный комитет РБ занимается непосредственно вопросами таможенного дела в Республике Беларусь (см. ст. 7 Таможенного кодекса РБ 3).

Общие функции не закрепляются в одном каком-то норма­тивно-правовом акте. Они, как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органа или системы, отрас­ли. В первую очередь по специфике функций обособляются орга­ны, отрасли и т.д.

В ходе выполнения функций д\б соблюдены принципы!