logo
АП ответы экзамен

30. Охарактеризуйте административно-правовой статус общественных объединений и по­литических партий.

Под общественным объединением понимается добро­вольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования - важнейший признак об­щественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения гос органов, а так­же право вступать в такие объединения на условиях соблюде­ния норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения мо­гут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.

Общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16-летнего возраста, при наличии со­ответствующего письменного согласия своих законных пред­ставителей.

Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на кон­кретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Основными видами общественных объединений являют­ся: политические партии; массовые движения; профессиональ­ные союзы; женские, молодежные, ветеранские организации; организации инвалидов; научные, технические и иные добро­вольные общества, творческие союзы; землячества; ассоциа­ции. К ним отнесены различные по целям, принципам органи­зации, сферам функционирования и составу участников обще­ственные формирования.

В упомянутом Законе «Об общественных объединениях» названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регу­лируется иными законодательными актами. Однако основные параметры правового статуса общественных объединений ус­тановлены данным законом.

Исходным в определении статуса общественных объедине­ний является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Государство не регулирует деятельность общественных объ­единений и, как правило, внутриорганизационные отношения в соответствии с их уставами. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использова­нии источников повышенной опасности).

Государство проникает во внутреннюю жизнь обществен­ных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отра­жено; кто может быть их членами-участниками; режим доходов от производственной и хозяйственной деятельности; взаимоот­ношения с бюджетом, источники их средств и т.п.

Внешние и внутриорганизационные отношения обществен­ных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом. Но и в тех не­многих случаях, когда отношения между общественными объ­единениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаимодейс­твия между ними - согласование либо участие в обсуждении решений вопросов.

Закон закрепляет право общественных объединений учас­твовать в формировании органов государственной власти, в выработке их решений, представлять и защищать законные ин­тересы своих членов (участников) в гос и обще­ственных органах.

Устав общественного объединения подлежит государственной регистрации. По своему существу регистрация устава является юридически значимым действием разрешительного характера.

За деятельностью общественных объединений осуществля­ется государственный контроль: финансовые органы контроли­руют источники доходов этих объединений, размеры получае­мых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, - соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предуп­реждение за совершение действий, выходящих за пределы це­лей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокурату­ры осуществляют надзор за исполнением общественными объ­единениями законов. Надзор и контроль за выполнением обще­ственными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, эпидемиологи­ческие и иные органы гос надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказа­лись нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами - в админист­ративные.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объеди­нения по решению суда означает запрет на его деятельность не­зависимо от факта его государственной регистрации.