logo
АП ответы экзамен

Раскройте систему источников ап .

Источники административно-правовых норм

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут изда­вать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы АП .

К их числу относятся:

  1. Конституция РБ ;

  2. законы РБ ;

  3. нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента РБ ; нормативные постановления Совета Министров РБ ;

  4. нормативные акты местных исполнительных и распоряди­тельных органов;

  5. нормативные акты республиканских органов;

  6. межгосударственные соглашения;

  7. нормативные акты руководителей гос объ­единений, предприятий, учреждений.

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-право­вую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере гос управ­ления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и де­ятельности органов в сфере гос управления (ст.ст. 84, 85, 106-108, 117, 119, 120, 122, 124, 125, 129-131, 136 Конституции). Конституция является преимущественно источни­ком конституционного права, а ее нормы — нормами этой отрасли права. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы АП .

Законы — также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы АП , до­вольно много. В качестве примеров можно назвать законы РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему гос органах», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное место занимают кодек­сы, имеющие статус законов, например, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РБ , Водный кодекс РБ , Тру­довой кодекс РБ и др. Некоторые из них явля­ются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе РБ (разд. III, а также гл. 8, 17, 19, разд. VII, гл. 25) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем в нем имеются и нормы АП , к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.

Трудовой кодекс — фундамент трудового права, но в нем на­личествуют и нормы АП . Например, статьи 11—14, многие нормы глав 2—6, 10—15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзо­ра и контроля за соблюдением законодательства о труде. Назван­ные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами АП , ибо они самым непосредственным образом связаны с одним из важных институ­тов АП — государственной службой, право­вым положением служащих, отношениями, возникающими в про­цессе их деятельности.

К нормативным актам Президента в первую очередь относят­ся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы АП . Например, к таким актам относится Декрет Президента РБ от 17 октября 2001 г. № 25 «О повышении роли науки и реформировании Националь­ной академии наук Беларуси», Декрет Президента РБ от 12 марта 2001 г. № 8 «О некоторых мерах по совер­шенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи», Декрет Президента РБ от 18 мая 1999 г. «О некоторых мерах по недопущению иска­жений данных Государственной статистической отчетности».

Могут быть нормативными и содержать нормы АП и указы Президента РБ (Указ Президента РБ от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов гос управления и иных гос организаций, подчиненных Правительству РБ », Указ Прези­дента РБ от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утвер­ждении Кадрового реестра главы государства РБ », Указ Президента РБ от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента РБ ».

Из постановлений Правительства РБ к ис­точникам АП относятся те, которые содер­жат такие нормы (постановление Совета Министров РБ от 30 ноября 2001 г. № 1729 «Об Аппарате Совета Ми­нистров РБ », постановление Совета Минист­ров РБ от 27 декабря 2001 г. № 1869 «Об утверждении перечня должностей руководящих работников республиканских органов гос управления и иных гос организаций, подчиненных Правительству Рес­публикиБеларусь, включенных в Кадровый реестр Совета Ми­нистров РБ , и порядка назначения (утвержде­ния, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров РБ », постановление Совета Министров РБ от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопро­сах осуществления ведомственного контроля»).

Источниками АП могут быть акты рес­публиканских органов гос управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.

Нормативные акты республиканских органов (министерств, гос комитетов, комитетов при Совете Министров РБ ), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, подведомственный, т.е. распрос­траняться на организации независимо от их подчиненности, и ве­домственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министра обороны РБ от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освиде­тельствования водолазов в Вооруженных силах РБ », приказ Министра архитектуры и строительства РБ от 31 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о генеральном проектировщике в строительстве».

Акты местных Советов и местных исполнительных и распо­рядительных органов также могут быть источниками админис­тративно-правовых норм. Например, решение Минского горис­полкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премий Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» яв­ляется таковым, так как оно содержит нормы АП .

Не исключаются из источников норм АП также нормативные акты руководителей гос объединений, предприятий, учреждений и организаций.