Раскройте систему источников ап .
Источники административно-правовых норм
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».
Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы АП .
К их числу относятся:
-
Конституция РБ ;
-
законы РБ ;
-
нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента РБ ; нормативные постановления Совета Министров РБ ;
-
нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
-
нормативные акты республиканских органов;
-
межгосударственные соглашения;
-
нормативные акты руководителей гос объединений, предприятий, учреждений.
Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере гос управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере гос управления (ст.ст. 84, 85, 106-108, 117, 119, 120, 122, 124, 125, 129-131, 136 Конституции). Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы — нормами этой отрасли права. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы АП .
Законы — также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы АП , довольно много. В качестве примеров можно назвать законы РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему гос органах», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РБ , Водный кодекс РБ , Трудовой кодекс РБ и др. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе РБ (разд. III, а также гл. 8, 17, 19, разд. VII, гл. 25) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем в нем имеются и нормы АП , к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.
Трудовой кодекс — фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы АП . Например, статьи 11—14, многие нормы глав 2—6, 10—15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Названные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами АП , ибо они самым непосредственным образом связаны с одним из важных институтов АП — государственной службой, правовым положением служащих, отношениями, возникающими в процессе их деятельности.
К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы АП . Например, к таким актам относится Декрет Президента РБ от 17 октября 2001 г. № 25 «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Беларуси», Декрет Президента РБ от 12 марта 2001 г. № 8 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи», Декрет Президента РБ от 18 мая 1999 г. «О некоторых мерах по недопущению искажений данных Государственной статистической отчетности».
Могут быть нормативными и содержать нормы АП и указы Президента РБ (Указ Президента РБ от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов гос управления и иных гос организаций, подчиненных Правительству РБ », Указ Президента РБ от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении Кадрового реестра главы государства РБ », Указ Президента РБ от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента РБ ».
Из постановлений Правительства РБ к источникам АП относятся те, которые содержат такие нормы (постановление Совета Министров РБ от 30 ноября 2001 г. № 1729 «Об Аппарате Совета Министров РБ », постановление Совета Министров РБ от 27 декабря 2001 г. № 1869 «Об утверждении перечня должностей руководящих работников республиканских органов гос управления и иных гос организаций, подчиненных Правительству РеспубликиБеларусь, включенных в Кадровый реестр Совета Министров РБ , и порядка назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров РБ », постановление Совета Министров РБ от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля»).
Источниками АП могут быть акты республиканских органов гос управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.
Нормативные акты республиканских органов (министерств, гос комитетов, комитетов при Совете Министров РБ ), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, подведомственный, т.е. распространяться на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министра обороны РБ от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освидетельствования водолазов в Вооруженных силах РБ », приказ Министра архитектуры и строительства РБ от 31 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о генеральном проектировщике в строительстве».
Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм. Например, решение Минского горисполкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премий Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, так как оно содержит нормы АП .
Не исключаются из источников норм АП также нормативные акты руководителей гос объединений, предприятий, учреждений и организаций.
- Дайте определение понятия «административное право» и назовите его признаки. Охарактеризуйте задачи и принципы ап .
- Охарактеризуйте предмет ап как отрасли права и метод административно-правового регулирования.
- Установите место ап в правовой системе рб.
- Раскройте понятие административно-правовой нормы, ее специфику и структуру. Назовите и охарактеризуйте виды административно-правовых норм.
- Определите понятие реализации административно-правовых норм и опишите формы (способы) их реализации.
- Дайте определение понятия «механизм административно-правового регулирования», назовите и охарактеризуйте элементы его составляющие.
- Определите понятие административного правоотношения и его специфику. Назовите и охарактеризуйте элементы административного правоотношения и виды правоотношений.
- Раскройте систему источников ап .
- Определите понятие науки ап , ее задачи, тенденции и перспективы развития на современном этапе гос строительства.
- Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи.
- Дайте определение понятия «форма гос управления». Классифицируйте существующие формы управленческой деятельности на виды и охарактеризуйте их.
- Определите понятие и юридическое значение акта гос управления, охарактеризуйте признаки его и классифицируйте существующие акты на виды.
- Назовите требования, предъявляемые к актам гос управления, и последствия их несоблюдения.
- Специальные:
- Определите понятие административно-правового метода и дайте сравнительно-правовую характеристику методов убеждения и принуждения.
- Дайте определение понятия «субъект ап », охарактеризуйте его правовой статус и назовите виды субъектов.
- Крамник:
- Представьте систему органов исполнительной власти, охарактеризуйте организационные и правовые основы ее построения, назовите основные звенья в системе и определите их взаимоотношения.
- При построении системы органов гос управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:
- Охарактеризуйте полномочия Президента рб в области гос управления и правовой статус Администрации Президента рб .
- Опишите порядок образования, компетенцию, структуру, формы и методы деятельности Совета Министров рб .
- Охарактеризуйте исполнительные комитеты (местные администрации) и их полномочия.
- Опишите порядок образования и компетенцию Министерств, гос комитетов рб . Охарактеризуйте правовой статус министра рб.
- Согласно Положению «о Министре»
- Охарактеризуйте местные органы гос управления, их правовой статус и виды.
- Понятие, назначение и виды органов местного управления, основные функции
- Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- Организация и форма работы местных органов гу
- Формы работы Исполкомов (местных администраций)
- Представьте администрацию предприятий, учреждений, организаций как орган внутреннего управления.
- Раскройте организационную структуру и штаты органов гос управления.
- Определите понятие и назовите виды государственной службы.
- Определите понятие и назовите виды гос служащих. Расскажите, как осуществляется административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Дополнительно про прохождение гос службы: Прохождение государственной службы
- Назовите поощрения и виды ответственности гос служащих. В чем заключается специфика дисциплинарной ответственности, и каковы ее виды.
- 30. Охарактеризуйте административно-правовой статус общественных объединений и политических партий.
- 31.Определите законодательные основы правового положения религиозных организаций.
- 32.Назовите и охарактеризуйте права и обязанности граждан в сфере гос управления.
- 33.Перечислите и охарактеризуйте гарантии прав граждан в области гос управления.
- 34.Определите понятие обращения граждан и охарактеризуйте правовые основы рассмотрения обращений.
- 35.Охарактеризуйте административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 36.Охарактеризуйте административно-правовой статус беженцев.
- 37.Назовите и охарактеризуйте органы, должностные лица, имеющие право применять меры административного принуждения, гарантии законности.
- 38.Определите понятие административно-предупредительных мер, назовите их виды и основания применения.
- 39.Дайте определение понятия «меры административного пресечения», назовите их виды и основания применения.
- 40.Раскройте понятие дисциплинарной ответственности, назовите основания ее применения и виды.
- 41.Определите понятие материальной ответственности, назовите основания ее применения и виды.
- 1. Не свыше среднемесячного заработка
- 3. В пределах одного или нескольких месячных окладов денежного содержания
- Долевая ответственность
- Солидарная ответственность
- 42.Раскройте понятие административной ответственности, назовите и охарактеризуйте ее основные черты, укажите отличие от других видов юридической ответственности.
- Отличия от др юр отв-ти:
- 43.Охарактеризуйте административное правонарушение как основание административной ответственности, назовите его признаки и состав, а также укажите отличие от преступления и дисциплинарного проступка.
- 44.Дайте характеристику законодательным основам административной ответственности. Назовите и охарактеризуйте субъекты административной ответственности.
- 45.Опишите обстоятельства, исключающие административную ответственность.
- 46.Назовите и охарактеризуйте ограничения административной ответственности.
- 47.Раскройте понятие, цели и основания применения административных взысканий, а также укажите отличие административных взысканий от уголовных наказаний и дисциплинарных взысканий.
- 48.Представьте систему административных взысканий и охарактеризуйте виды взысканий (основные и дополнительные, их сочетание и др.) в нее входящие.
- 49.Назовите общие правила наложения административных взысканий. Охарактеризуйте обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
- 51. Назовите и охарактеризуйте виды адм правонарушений, основания их классификации (нет больше инфы)
- Охарактеризуйте и классифицируйте административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина(смотрим КоАп).
- Глава 9 особенНой часТи КоАп административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- Дайте общую характеристику административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и опишите их виды (смотрим КоАп).
- Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Охарактеризуйте и классифицируйте административные правонарушения против общественного порядка и нравственности (смотрим КоАп).
- Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- Дайте общую характеристику административных правонарушений против порядка налогообложения и опишите их виды. (смотрим КоАп)
- Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- Раскройте систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 57.Охарактеризуйте подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Глава 3 суд, органы, ведущие административный процесс, и их должностные лица. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 58.Определите понятие административных производств, назовите их виды и определите, как они соотносятся с административным процессом.
- 59.Охарактеризуйте производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
- 60.Дайте определение понятия «дисциплинарное производство», выявите его специфику, охарактеризуйте правовое регулирование и виды.
- Особенности дисциплинарного производства:
- 61. Определите понятия административно-процессуальные нормы и отношения, назовите и охарактеризуйте их виды.
- 62. Назовите и охарактеризуйте процессуальные гарантии прав граждан в административном процессе.
- 63. Определите понятие административный процесс, назовите его принципы и задачи. Перечислите и охарактеризуйте обстоятельства, исключающие административный процесс.
- 64 Назовите и охарактеризуйте участников административного процесса
- 65. Раскройте понятия доказывания в административном процессе и предмет доказывания. Охарактеризуйте источники доказательств.
- 66. Раскройте понятие меры обеспечения административного процесса, определите их назначение и классифицируйте их на виды.
- Охарактеризуйте стадию начала административного процесса.
- Дайте характеристику стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
- Раскройте стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.
- Опишите порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении. Охарактеризуйте последствия обжалования и опротестования.
- Раскройте стадию исполнения постановления о наложении административных взысканий (общие положения).
- Исполнение административного взыскания
- 72.Определите понятие и сущность законности в государственном управлении. Разграничьте понятия «исполнение» и «соблюдение» законов.
- 74.Определите понятие дисциплины в государственном управлении, назовите ее виды, охарактеризуйте систему правовых средств укрепления дисциплины и основные принципы их применения
- 74.Назовите и охарактеризуйте способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.(см вопрос
- 2 Разновидности:
- 75.Раскройте понятие контроля в государственном управлении и назовите его виды. Определите назначение и принципы контроля.
- 76.Охарактеризуйте контрольные полномочия Президента рб за деятельностью аппарата гос управления.
- 77.Охарактеризуйте направления и формы контроля представительных органов государственной власти за деятельностью аппарата гос управления.
- 78.Охарактеризуйте существующие виды контроля органов исполнительной власти.
- 79.Охарактеризуйте сложившуюся систему судебного контроля над законностью в государственном управлении. (инфы нет, загоним ему что-нибудь на ходу)))
- 80. Выявите контрольные функции гос инспекций в области гос управления и охарактеризуйте правовую основу их деятельности.
- 81. Охарактеризуйте полномочия Комитета гос контроля.
- Определите административный надзор как способ обеспечения законности в области гос управления, его особенности, формы и методы.
- 83. Охарактеризуйте общий надзор прокуратуры за деятельностью аппарата гос управления, его формы и методы деятельности.
- 84. Охарактеризуйте формы реагирования прокурора на нарушения законности в области гос управления.
- 85.Порядок обжалования незаконных действий органов гос управления и их должностных лиц.
- 86.Раскройте административно-правовую организацию управления отраслями экономики.
- 87.Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления промышленностью.
- 88. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 89.Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой.
- 90. Охарактеризовать организационно-правовые основы управления образованием
- 91.Организационно-правовые основы управления здравоохранением
- Организационно-правовые основы управления культурой.
- 93. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан.
- 94. Раскройте административно-правовую организацию управления административно-политической деятельностью. Нет инфы!!!
- 95. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления обороной.
- 96. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области государственной безопасности.
- 97. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области внутренних дел.
- 98. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления иностранными делами.
- 99. Раскройте административно-правовую организацию управления межотраслевой сферой.
- 101. Охарактеризуйте порядок административно-правового регулирования учета, статистики, стандартизации и сертификации. Нет инфы (см мах стр 675)
- 102. Раскройте административно-правовую организацию управления при чрезвычайных ситуациях и в особых условиях.