logo
АП ответы экзамен

85.Порядок обжалования незаконных действий органов гос управления и их должностных лиц.

В соответствии со статьёй 353 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) гос органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством РБ установлен иной, несудебный, порядок обжалования. Например, иной порядок рассмотрения установлен для жалоб на решения квалификационных коллегий судей.

К действиям (бездействию) гос органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Военнослужащий вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления.

Требование о признании действий (бездействий) гос. органа или должн. лиц этого органа незаконными ( ненормативного акта недействительным) рассматривается по существу независимо от того, что на момент поступления в суд соответствующего иска или на момент рассмотрения дела обжалуемые действия ( бездействие) прекратились ( ненормативный акт отменен).Установив, что оспариваемый ненормативный акт или обжалуемые действия( бездействие) не соответствует законодательству, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий(бездействия) незаконными.

Обжалование действий (бездействия) гос. органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которому затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной хоз.(экон.) деятельности осуществляется при наличии следующих документов:

1. заявление, оформленное в соответствии с требованиями законодательства.

2. доказательства, подтверждающие факт осуществления гос. органом, органом местного управления и самоуправления, иным органом или долж. лицом, действий ( бездействия).

3. документ об уплате гос. пошлины в установленном порядке и размере.

Требования, предъявляемые к письменным обращениям

Письменное обращение должно содержать:

1) наименование и (или) адрес гос органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

2)фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

3)изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

4)личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта гос органа, других документов).

К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами гос органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям законодательства могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном законодательством.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Сроки направления обращений

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица гос органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного частью второй настоящей статьи. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок, указанный в части второй настоящей статьи, пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя гос органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

Личный прием граждан

В гос органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители гос органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

Должностные лица гос органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц гос органов, иных организаций, в порядке, установленном настоящим Законом.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих гос органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Повторные обращения

Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители гос органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.