logo search
Земелька

Международные природоохранительные организации. Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Международные природоохранительные организации

Организация Объединенных Наций (ООН) по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Сфера деятельности: 1) руководство межправительст­венными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному на­следию; 3) оказание помощи в развитии экологическо­го образования.

Международный союз охраны природы и природ­ных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохра­нение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятни­ков природы; 3) организация заповедников, резерва­тов, национальных природных парков; 4) экологичес­кое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в ас­пекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мо­ниторинга окружающей среды; 3) проведение сани­тарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспер­тизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воз­действия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная орга­низация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, живот­ного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздей­ствия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.

Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руко­водителей, специалистов и трудящихся в области безо­пасности и охраны труда; 2) создание условий для безо­пасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и лик­видация других факторов, отрицательно сказываю­щихся на здоровье и благополучии работающих.

Гринпис (Зеленый мир) — международная непра­вительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разру­шения. Основные цели: привлечение широкой обще­ственности к вопросам охраны окружающей среды.

Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (от лат. confero - собираю в одном месте) - совещания представителей государств и международных организаций, а также ученых и иных лиц для обсуждения проблем охраны окружающей среды и устойчивого развития; наиболее известными являются: Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в г. Стокгольме; Конференция ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро; Всемирный саммит по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге.

Стокгольм

В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

• предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

• рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

 Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

РИО

По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.

На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

 • Декларации по окружающей среде и развитию,

• Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

• Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции – «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».

«Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.

Повестка содержит 4 раздела:

• социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);

• сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);

• укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др);

• средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

«Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.

Основным инструментом организационно-финансового механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой достигнута на Конференции в Рио.

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, – первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

В заявлении утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса служат для получения древесины, пищи и лекарств, а также являются сокровищницей многих биологических продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и углерода, который мог бы в противном случае попасть в атмосферу и превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса – это дом для многих видов дикой природы. Кроме того, они, с их мирной зеленью и ощущением вечности, удовлетворяют культурные и духовные потребности человечества.

По данным МБРР, к 2000 г. тропические леса сохранятся только в 11 из 33 стран, ныне экспортирующих древесину. В то же время, по подсчетам Кельнского Института мировой экономики, введение запрета на импорт тропических лесоматериалов принесло бы развивающимся странам убытки в размере 50 млрд. долл, что равно всей финансовой помощи Запада странам «третьего мира». Получается, что эти страны просто обречены на разрушение своей природной среды.

Закрепленные в Заявлении принципы в отношении лесов включают следующее:

• всем странам следует принимать участие в «озеленении мира» посредством посадки и сохранения лесов;

• страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития;

• леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущих поколений;

• выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса;

• посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев;

• национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность;

• странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях.

Йоханесбург

Всемирный саммит по устойчивому развитию - это встреча на высшем уровне глав государств, руководителей неправительственных организаций и представителей деловых кругов по вопросам устойчивого развития общества, сохранения природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экономического и социального развития.

Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений, в котором расставлены приоритеты деятельности. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов.

Были взяты обязательства по конкретным, ограниченным сроками показателям и целям, в том числе по новым важным задачам, связанным с основными санитарными условиями, использованием и производством химикатов, поддержанием и восстановлением рыбных запасов, снижением уровня потерь в биологическом разнообразии. Получили уточнение новые проблемы, в том числе модели устойчивого производства и потребления, энергетика и горнодобывающая отрасль. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств. Уникальность и существенное значение итогов Встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.