logo
Земелька

Понятие и система источников земельного права.

Понятие источника земельного права. В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и

норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание) либо — за добросовестное исполнение — стимулирующие, поощрительные воздействия.

Данная особенность правовых предписаний обусловливается априорной компетентностью, полномочностью

принимающих и устанавливающих их органов и внешним проявлением и закреплением в источниках права, логичном

и последовательном расположении этих предписаний и содержащих их норм, правовых институтов.

Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых воля общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права».

В рамках правовой системы источники права выстраиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. В многонациональном федеративном государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, это особенно важно для налаживания надлежащей правотворческой деятельности органов государства и его субъектов и обеспечения режима законности и правопорядка.

Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.

Не является исключением и земельное право. Здесь многочисленные и нередко весьма запутанные предписания были разбросаны по различным этажам правовой системы, находились на разных уровнях источников права, причем не только на федеральном, но и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований.

Источники земельного права:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы:

6) указы Президента РФ:

7) постановления Правительства РФ:

а)постановление Правительства РФ ≪О порядке определения нормативной цены земли≫ от 15 марта 1997 г. 1319;

б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 ≪Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота≫;

в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 ≪О государственном земельном контроле≫;

8) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

9) общие принципы права;

t) нормативные договоры;

11) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;

12)некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Нормативный правовой акт — основной источник земельного права. Наиболее характерным для России и

распространенным способом правового регулирования общественных отношений, в том числе земельных, всегда

был письменный нормативный правовой акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правопонимания и правоприменения, довести понятный текст до сведения исполнителей.

В России нормативный правовой акт имеет определенные преимущества перед остальными источниками права:

— он является письменным, публикуемым или оглашаемым иным способом источником права, широко тиражируемым, доводимым различными методами, в том числе при помощи средств массовой информации, до сведения исполнителей;

— призван отражать общий интерес, общую волю, волю большинства или властной элиты, добивающейся с его по-

мощью своих целей;

— готовится тщательно, всесторонне, длительное время, разрабатывается с помощью профессионалов, прежде всего квалифицированных экономистов, юристов, экологов, землеустроителей, почвоведов;

— принимается представительным или исполнительным органом квалифицированным или простым большинством голосов либо ответственным должностным лицом, являющимся, как правило, представителем власти.

В связи с многообразием природно-климатических условий нашей страны нормативные правовые акты по вопросам земельных отношений на уровне Российской Федерации должны приниматься только по крупным направлениям и проблемам и крайне осторожно. Решение конкретных задач относится к правотворческой компетенции субъектов РФ.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди них выделяются Конституция

и предусмотренные ею федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ и соответствующие им подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления), а также законы субъектов РФ.