logo
Земелька

Указы Президента рф как источники земельного права. Постановления Правительства рф как источники земельного права.

Указы Президента РФ являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции). Основным видом подзаконных актов они признаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 90 Конституции) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по их поводу нередко выражается озабоченность граждан и возникают земельные споры.

В 1990-е гг. указы Президента РФ играли доминирующую роль в регулировании земельных отношений, что объяснялось устарелостью некоторых частей земельного законодательства, необходимостью оперативного восполнения пробелов в нем. Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений создает представление об их роли в формировании земельного права в последнее десятилетие XX в., что дало повод ряду авторов говорить о возникновении «указного права».

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали следующие Указы Президента РФ: «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04.1993 № 480*; «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.1993 № 1767'; «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 07.12.1993 № 2118"; «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11.12.1993 № 2130*; «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.1996 № 198'; «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 № 337*; «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 07.06.1996 № 819"; Все признаны недействительными.

Ныне действующие в области ЗП

В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регулировании земельных отношений повысилась, что связано не столько с изданием соответствующих указов как источников земельного права, сколько с активизацией и реализацией земельной политики, выстраиванием вертикали власти, инициированием, координацией и поддержкой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечением верховенства Конституции и законов РФ.

Постановления правительства

7 Следующую ступень источников земельного права в иерархии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115Конституции).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации принципов земельных отношений, а именно:

— разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель);

— управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав собственника);

— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение земельного правопорядка, земельных прав физических и юридических лиц);

— охрана собственности (всех форм собственности на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования землей).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует приведенный ниже перечень постановлений

Правительства РФ, принятых в последние годы:

— от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»;

— от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;

- от 8 апреля 2000 № 316 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ государственной кадастровой оценке земель»;

— от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»;

— от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

— от 29 мая 2008 г. N 404 «О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

— от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 — 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА»

- от 12 июня 2008 г. № 450 «О МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»