Международные природоохранительные организации. Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
Международные природоохранительные организации
Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Сфера деятельности: 1) руководство межправительственными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию; 3) оказание помощи в развитии экологического образования.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохранение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; 3) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; 4) экологическое просвещение.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды; 3) проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.
Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руководителей, специалистов и трудящихся в области безопасности и охраны труда; 2) создание условий для безопасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и ликвидация других факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье и благополучии работающих.
Гринпис (Зеленый мир) — международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.
Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (от лат. confero - собираю в одном месте) - совещания представителей государств и международных организаций, а также ученых и иных лиц для обсуждения проблем охраны окружающей среды и устойчивого развития; наиболее известными являются: Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в г. Стокгольме; Конференция ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро; Всемирный саммит по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге.
Стокгольм
В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.
В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:
• предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;
• рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.
Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)
Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
РИО
По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.
На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:
• Декларации по окружающей среде и развитию,
• Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),
• Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.
Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции – «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».
«Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.
Повестка содержит 4 раздела:
• социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);
• сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);
• укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др);
• средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).
«Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.
Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.
Основным инструментом организационно-финансового механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой достигнута на Конференции в Рио.
Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, – первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.
В заявлении утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса служат для получения древесины, пищи и лекарств, а также являются сокровищницей многих биологических продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и углерода, который мог бы в противном случае попасть в атмосферу и превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса – это дом для многих видов дикой природы. Кроме того, они, с их мирной зеленью и ощущением вечности, удовлетворяют культурные и духовные потребности человечества.
По данным МБРР, к 2000 г. тропические леса сохранятся только в 11 из 33 стран, ныне экспортирующих древесину. В то же время, по подсчетам Кельнского Института мировой экономики, введение запрета на импорт тропических лесоматериалов принесло бы развивающимся странам убытки в размере 50 млрд. долл, что равно всей финансовой помощи Запада странам «третьего мира». Получается, что эти страны просто обречены на разрушение своей природной среды.
Закрепленные в Заявлении принципы в отношении лесов включают следующее:
• всем странам следует принимать участие в «озеленении мира» посредством посадки и сохранения лесов;
• страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития;
• леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущих поколений;
• выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса;
• посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев;
• национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность;
• странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях.
Йоханесбург
Всемирный саммит по устойчивому развитию - это встреча на высшем уровне глав государств, руководителей неправительственных организаций и представителей деловых кругов по вопросам устойчивого развития общества, сохранения природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экономического и социального развития.
Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений, в котором расставлены приоритеты деятельности. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов.
Были взяты обязательства по конкретным, ограниченным сроками показателям и целям, в том числе по новым важным задачам, связанным с основными санитарными условиями, использованием и производством химикатов, поддержанием и восстановлением рыбных запасов, снижением уровня потерь в биологическом разнообразии. Получили уточнение новые проблемы, в том числе модели устойчивого производства и потребления, энергетика и горнодобывающая отрасль. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств. Уникальность и существенное значение итогов Встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.
- Оглавление
- Понятие земельных общественных отношений как предмета земельного права. Метод земельного права.
- Система земельного права.
- Земельное право как отрасль права и его соотношение с другими отраслями права.
- Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.
- Правовое регулирование земельных отношений с 1861 по 1917 гг. (земельная реформа 1861 г., столыпинская реформа).
- Правовое регулирование земельных отношений по советскому земельному праву.
- Правовое регулирование земельных отношений в период проведения земельной реформы с 1991 г. По настоящее время (правовое обеспечение двух этапов земельной реформы).
- Понятие и система источников земельного права.
- Конституционные основы земельного права.
- Закон как источник земельного права. Земельный кодекс 2001 г.
- Указы Президента рф как источники земельного права. Постановления Правительства рф как источники земельного права.
- Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники земельного права.
- Понятие земельных правоотношений. Виды земельных правоотношений.
- Объекты и субъекты земельных правоотношений.
- Земельные обязанности граждан. Земельные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и их объединений.
- Основания возникновения земельных правоотношений.
- Гражданско-правовые договоры и иные сделки как основания возникновения и прекращения прав на землю.
- Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
- Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
- Основания изменения и прекращения земельных правоотношений.
- Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
- Реквизиция и конфискация земельного участка.
- Прекращение права на земельный участок в случае совершения земельного правонарушения.
- Отказ от права на земельный участок.
- Понятие земельных прав и обязанностей граждан, как элемента содержания земельных правоотношений и как элемента правового статуса личности. Система земельных прав граждан и их объединений.
- Право собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Формы собственности на землю. Право частной собственности на землю.
- Право муниципальной собственности на землю.
- Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
- Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.
- Пожизненное наследуемое владение земельными участками.
- Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут).
- Аренда земельных участков.
- Безвозмездное срочное пользование земельными участками.
- Правовая охрана земель: понятие, цели.
- Правовое регулирование консервации земель.
- Правовые основы мелиорации земель.
- Понятие мелиорации земель как системы мер по коренному улучшению земель. Типы и вид мелиорации земель.
- Порядок проведения мелиорации земель по действующему законодательству.
- Глава VI. Порядок проведения мелиорации земель
- Организационный механизм в сфере использования и охраны земель: понятие и содержание.
- Государственный мониторинг земель.
- Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет земельных участков.
- Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними.
- Землеустройство.
- Земельный контроль и надзор: понятие, виды.
- Государственный земельный надзор: субъекты, их полномочия, порядок осуществления.
- Перевод земель из одной категории в другую.
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рф.
- Полномочия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере использования и охраны земель.
- Понятие экономического механизма в сфере использования и охраны земель.
- Методы экономического регулирования в сфере использования и охраны земель.
- Правовые основы платы и налога на землю.
- Оценка земельных участков.
- Арендная плата за землю.
- Кадастровая стоимость земельного участка. Порядок проведения кадастровой оценки земель.
- Гарантии прав на землю.
- Защита земельных прав.
- Возмещение убытков, причиненных нарушением прав на землю.
- Рассмотрение земельных споров. Порядок передачи земельного спора на рассмотрение в третейский суд.
- Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения. Основания юридической ответственности за земельные правонарушения.
- Понятие и виды земельных правонарушений.
- Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.
- Административная ответственность за земельные правонарушения.
- Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
- Роль и место правоохранительных органов в обеспечении охраны земель.
- Деятельность судов общей юрисдикции в сфере охраны и использования земель.
- Основные принципы международного сотрудничества в области охраны земельных ресурсов.
- Международные природоохранительные организации. Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
- Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
- Особенности оборота земель сельскохозяйственного использования.
- Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
- Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства.
- Понятие и состав земель населенных пунктов.
- Территориальное зонирование: понятие и содержание.
- Виды и содержание градостроительной документации.
- Правовой режим земель, входящих в пригородные зоны.
- Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
- Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
- Государственные природные заповедники
- Национальные парки
- Природные парки
- Государственные природные заказники
- Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовой режим земель рекреационного назначения.
- Правовой режим природоохранного назначения.
- Правовой режим земель историко-культурного назначения.
- Правовой режим особо ценных земель.
- Понятие и состав земель лесного фонда.
- Правовое обеспечение охраны и защиты земель лесного фонда.
- Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами.
- Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда, приоритета охраны водных объектов перед их использованием.